Accessibility links

Дороги зимой


Открытия проезда по Военно-Грузинской дороге, по данным МЧС, ожидали около ста машин на российской границе в Северной Осетии. На границе с Грузией ждут 75 машин, из них 60 – грузовые
Открытия проезда по Военно-Грузинской дороге, по данным МЧС, ожидали около ста машин на российской границе в Северной Осетии. На границе с Грузией ждут 75 машин, из них 60 – грузовые

В Северной Осетии обильные снегопады блокировали дорожное сообщение через перевал. Накануне движение автотранспорта по Военно-Грузинской дороге и Транскавказской автомагистрали было приостановлено в связи с опасностью схода лавин.

Единственную дорогу, соединяющую Южную Осетию с Россией, которую в 90-е годы южные осетины называли «дорогой жизни», 19 января была закрыта для проезда автотранспорта. Сегодня на югоосетинском участке Транскама трасса до Рокского тоннеля была расчищена дорожными службами, но в Северной Осетии, по горной местности которой проходит основная часть автомагистрали, толщина снежного покрова достигла 90 сантиметров. Поэтому проезд был закрыт как для грузового, так и легкового автотранспорта. В районе так называемого Чертова моста в это время года всегда лавиноопасно. Открытия проезда по Военно-Грузинской дороге, по данным МЧС, ожидали около ста машин на российской границе в Северной Осетии. На границе с Грузией ждут 75 машин, из них 60 – грузовые. Военно-Грузинская дорога была также накануне закрыта в связи с ухудшением погодных условий на территории Грузии. Спасатели оказывают водителям транзитного грузового транспорта посильную помощь. Снабжают горячим питьем. На посту дорожно-патрульной службы в пункте пропуска функционируют гостиница и кафе для водителей, где дальнобойщики могут передохнуть.

Из Северной Осетии на Южный Кавказ можно попасть лишь на такси. Их владельцы облюбовали для себя небольшой пятачок на так называемом Архонском круге, что на северо-западной окраине Владикавказа. Здесь же расположен Владикавказский автовокзал №1. Водители такси, в основном уроженцы Грузии и Южной Осетии, одинаково хорошо разговаривают и по-грузински, и по-осетински. Для многих из них частный извоз – многолетний прибыльный бизнес. Несмотря на снег и холод, и сегодня бойко зазывают случайных прохожих поехать в Цхинвал или Тбилиси. Мужчины средних лет одеты по зимнему тепло – пуховики, кожаные ботинки на толстой подошве, согреваются чаем и кофе, которые им наливают в расположенном неподалеку продуктовом киоске.

Дороги зимой
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:04 0:00
Скачать

Подхожу к одному из них. Собеседник оказывается «бригадиром». Он регулирует внутренние правила. Спрашиваю, много ли желающих выехать в Цхинвал или Тбилиси и где непогоду пережидают их пассажиры. Нугзар объясняет мне, что даже в теплое время года пассажиры не приезжают на вокзал, они созваниваются со знакомыми водителями, и те забирает их прямо из дома. На вокзал приходят иногородние пассажиры. Именно из-за них и разгораются чаще всего споры между шоферами, каждый из которых стремится забрать дорогого пассажира себе и двинуться поскорее в путь. Однако непогода вносит свои коррективы. Говорит водитель такси Нугзар:

«Люди мучаются. Дорогу закрыли на границе. Пассажиры вчера вернулись домой, приезжие пошли в гостиницу. У меня сейчас есть два человека, которые ехали в Цхинвал. Выехать не смогли, я их отвез и разместил в гостинице. Они там переночевали. Дорогу откроют – мы поедем.

– Военно-Грузинская дорога – это единственная транспортная артерия, которая соединяет Армению с Россией. Самым востребованным маршрутом наряду с Тбилиси остается Владикавказ-Ереван. Были в эти дни пассажиры на Ереван?

– Вчера человеку надо было ехать в Ленинакан на похороны, ему надо было ехать через Боржоми, через Ларс. Он тоже не уехал, вернулся обратно с Верхнего Ларса».

Нугзар говорит, что очередь растянулась на километры, скопление машин сосредоточено в Реданте, где силами МЧС обустроены палатки для обогрева, приема пищи.

«Машины все стоят от Ларса до Реданта. Между двумя таможнями «Верхний Ларс» и «Дариали» – это нейтральная зона. Там нельзя стоять. Но когда пробки создаются, там часто стоят машины, шофера же наглые, они в тоннеле прячутся, чтобы, когда дорогу откроют, первыми доехать до таможни. Там фуры стоят, легковушки с женщинами… Одним словом, бывает проблема. Суматоха, поэтому я сам не люблю туда ездить».

Нугзар говорит, что с грузинской стороны автотранспорт скапливается «внизу, в районе Пасанаури, Млета, Натахтари на равнинной части», поскольку на горном отрезке серпантина Военно-Грузинской дороги скопление автотранспорта опасно и запрещено дорожными службами.

«Дорожный патруль проезжает по этому участку дороги и регулирует движение. Говорит: «Стой там, стой там!» До перевала не пропускают. Там места нет для стоянки. Некоторые до Казбеги добираются. Там, где таможня, там дорога узкая, стоять там нельзя. Лавиноопасно, недавно в обрыв машина упала…»

Нугзар говорит, что в зимнее время стоимость проезда остается фиксированной – полторы тысячи рублей с человека. Но некоторые водители «не стесняются» и предлагают пассажирам доплатить сверху еще одну тысячу, чтобы не тратить время на поиски пассажиров.

«На вокзал только случайные пассажиры приходят, неместные. Иногда с них берут в два раза больше. Недавно в Цхинвал два пассажира ехали, с них взяли пять тысяч рублей».

Пока Нугзар делится со мной профессиональными хитростями и историями из «многолетнего водительского опыта», его коллега Лаша включает двигатель своей «Нивы» и громко оповещает нас о хорошей новости:

«Вот сейчас ждем еще полчаса. В течение часа дорогу откроют. Мне с таможни позвонили. Да, да. Пассажиры есть, я вот собираюсь ехать. Очереди есть, чуть-чуть. Придется подождать, но сегодня вечером мы будем в Тбилиси. Дорога открыта круглосуточно. Расчистили. Она чистая, цепи не надо одевать на колеса», – отъезжает со стоянки Лаша.

Я позвонила в МЧС, где мне прокомментировали ситуацию.

Говорит заместитель начальника главного управления МЧС России по РСО-Алания по антикризисному управлению, полковник внутренней службы Николай Иванов:

«По обстановке по Транскавказской автомагистрали и Военно-Грузинской дороге. С 15.30 Военно-Грузинская дорога открыта с ограничениями для большегрузной техники. Легковые автомобили могут передвигаться в обоих направлениях без ограничений. С 17 часов Транскавказская магистраль открыта также в обоих направлениях. Сообщение между Северной и Южной Осетией возобновлено».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG