Accessibility links

Барон Мюнхгаузен и бронемашины


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

На днях в грузинских СМИ распространилась любопытная информация: научно-технический центр «Дельта» подписал соглашение с правительством Саудовской Аравии о поставках в эту страну бронированных машин... Конечно, наверняка они практически полностью состоят из импортных комплектующих – насколько мне известно, местного производства только корпус машины и некоторое несложные детали. Однако, как ни крути, бронемашина есть бронемашина, и для ее создания, пусть даже на базе иностранных комплектующих, нужен серьезный инженерно-технический потенциал.

Для меня этот факт означает не просто выгодный контракт одной конкретной компании – скорее это борьба между бесполезной традиционной упершейся в кости предков реликтовой Грузией и новой, относительно современной, стремящейся к прогрессу.

В основе этого конфликта – разное видение мира и своей страны в нем. Традиционалисты никак не могут выйти за пределы своих убогих представлений и по-прежнему видят Грузию как мелко-провинциальную деревенскую страну вина-мандаринов-яблок. Им никак не понять, насколько это оскорбительно для нации, имеющей претензии на культуру и знатное происхождение: расписываться в собственной беспомощности, признавать свою неспособность сделать что-либо сложнее бутылки лимонада.

Конечно, те, кто противостоит этой массовой психологии неудачников, в общем, тоже далеко на Стивы Джоббсы или Илоны Маски. Их знания и навыки довольно относительны, их технический потенциал ограничен, однако все на свете сравнительно.

Традиционалисты никак не могут вылезти из штанишек 70-80-х годов. Для них экспорт вина и мандаринов является пределом мечтаний, и ради этого они готовы сдать страну с потрохами.

Один из символов мечто-ваты и выразитель идей совков бизнесмен Гоги Топадзе как-то заявил, что ради возвращения российского рынка Грузия должна пойти навстречу интересам России, в том числе и в стратегических проектах. Иначе говоря, должна отказаться от роли транзитного государства, от трубопроводов, стратегической железной дороги между Азербайджаном и Турцией, и все это ради чего? Ради вина и мандаринов... Вершина абсурда.

Традиционалистская Грузия в упор не может понять, что товары, которые она считает основными в экспорте страны, на самом деле уже давно таковыми не являются. Ну, например, какая отрасль экономики Грузии является лидером в экспорте? Вино-лимонад-боржоми-яблоки? Как бы не так. Ведущая экспортная отрасль страны – это... металлургия: ферросплавы и медные концентраты.

Я знаю, что для стада провинциально-традиционных баранов прозвучит ужасно, но вино не входит даже в пятерку ведущих экспортных товаров Грузии – и это после отмены российского эмбарго. Фрукты и овощи, на которые православно-совковое быдло возлагает особые надежды, входит в список экспортных товаров в разделе «Остальное» – это десятое место в списке. О, ужас, но один Зестафонский завод ферросплавов приносит в страну больше долларов, чем весь аграрно-винный экспорт.

Простая статистика показывает: Грузия уже не является экспортером сельскохозяйственной продукции, а разговоры о вине – больше разговоры, чем что-то реальное. Даже сейчас, при открытом российском рынке, виноград у крестьян продается с большим трудом, и государству все равно приходится субсидировать виноградарей. Еще один театр абсурда: у страны 70% продовольствия – импорт, а государство субсидирует нежизнеспособную бесполезную отрасль.

Международный успех «Дельты» показывает: прогресс в Грузии возможен, в случае если мы сами перестанем убеждать себя в том, что он невозможен.

Традиционная Грузия утверждает: «главное в Грузии – ее прошлое, символ идентичности – пьянка и танцы-шманцы, экономика – это только то, что растет на земле». Нормальная смотрящая вперед Грузию говорит: «давайте строить экономику, давайте строить предприятия, гигантские ГЭС, большие отели, транспортную инфраструктуру, железные дороги»...

Помните, как Мюнхгаузен попытался вытащить себя из болота за волосы? Мы имеем противоположную картину: традиционное грузинское быдло собственноручно топит свою же собственную страну, лишая ее возможности индустриализации, обрекая ее на вечное попрошайничество и прозябание в рядах аутсайдеров.

По инициативе местного населения в Грузии остановлено строительство несколько гигантских стратегических гидроэлектростанций, которые могли бы вывести грузинскую энергетику на качественно новый уровень. И в чем причина задержек? Да в том, что жители одного села просто не хотят переселяться, а в другом растет какой-то диковинный и столь же бесполезный виноград. Индустриальный потенциал страны бездарно растрачивается в угоду мифам и тостам... Такой вот барон Мюнгхаузен, только наоборот...

Все это происходит на фоне непрекращающихся нудных разговоров в духе «малый и средний бизнес спасет Грузию». Каждый бездельник, выступая на ТВ, считает нужным с умным выражением лица промолвить сакральное – «малый и средний бизнес спасет Грузию».

И мало кто знает, что тот самый «средний бизнес» – на самом деле довольно крупный: завод на 150 человек – это средний бизнес, на раскрутку которого нужны многомиллионные инвестиции. Все знают, что в развитых странах малый-средний бизнес занимает около 70-80% экономики, но мало кто знает, что это на самом деле значит. А на самом деле, к примеру, в Баварии это означает сотни, а то и тысячи малых и средних предприятий, производящих комплектующие для «БМВ»... На самом деле не эти тысячи малых компаний являются хребтом немецкой экономики, как следует из цифр, а крупные, мега-концерны, на которые пашут эти малые и средние компании.

Никому в Грузии не приходит в голову наконец сказать: сегодня стране нужен не малый-средний, а именно крупный, мега-крупный бизнес. Если вы хотите, чтобы страна пошла вперед, нужны крупные предприятия, большие гостиницы, гигантские фермы по 80-100 гектаров... Никто не сможет показать мне страну, которая обогатилась за счет малого и среднего бизнеса, не имея локомотива в виде крупных корпораций.

Традиционалистская Грузия застряла где-то в своем выдуманном мире. Только вот экономике на ваши выдумки и фантазии плевать с высокой горы. У нее свои законы, и они по-любому сильнее ваших деревенско-местечковых традиций.

Вопрос стоит элементарно: либо индустриализация, либо отставание. Либо бронемашины, либо уличная торговля, рынки, вопящие крестьяне-торговцы, загадившие наши города. Либо гигантские ГЭС, либо куча бездельников, не умеющих ничего, кроме болтовни и речей.

Выбирай, но аккуратно...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG