Accessibility links

Почему Турция лучше России?


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Как должна относиться Грузия к двум своим соседям и бывшим имперским патронам, России и Турции? Люди, которых принято называть пророссийскими или антизападными, очень любят порассуждать на эту тему. Мы, по их мнению, находимся между двух огней, т.е. империй, которые хотят над нами доминировать. Схожее желание обычно приписывают также и европейцам, американцам, а иногда и китайцам, но сейчас я не про них.

Такая посылка призвана создать впечатление объективности. Если стремление к имперскому господству заслуживает морального осуждения, Россия и Турция одинаково «плохи». Но что делать, если мир так устроен и все сильные нации стремятся кого-то поработить? Нам, как небольшой стране, следует быть реалистами.

Как только вопрос ставится так, дальнейший ход мыслей совпадает с задачами российской пропаганды: если уж приходится быть «под кем-то», единоверная Россия лучше. Как рассказывают ветераны, грузины умели там хорошо устроиться: русских мужиков всегда можно было споить и задобрить взяткой, их жен и дочерей – соблазнить. В условиях российского владычества, говорят нам, «грузины никогда не были официантами», они занимали более почетные социальные позиции, тогда как в официантах и домработницах ходили как раз представители господствующей нации. А турки – бусурмане, в средние века резали грузинам головы, а сейчас делают из наших женщин проституток.

Есть еще один патриотический аргумент: в результате российско-турецких войн XIX века Россия присоединила исторические грузинские земли – Аджарию и Самцхе-Джавахети. Как не быть ей за это благодарными? В контексте новой российско-турецкой ссоры кремлелюбивые аналитики то пугают обывателя, что Турция собирается присвоить Аджарию, то вселяют в него надежду, что Россия может присоединить к нам еще оставшиеся в Турции грузинские провинции.

Как бы примитивны не были подобные рассуждения, на кого-то они действуют. В них порочна именно исходная посылка: «все одинаково плохие» и «в истории ничего не меняется». Рациональные же оценки всегда исходят из конкретных контекстов. В XIX веке российские победы над Турцией были объективно выгодны Грузии, поскольку соплеменники оказались под одной политической крышей и в более развитом на тот момент государстве. Но это еще не означает, что Грузия у России в моральном долгу: империя лишь заботилась о собственной экспансии, что, кстати, в XIX веке считалось вполне нормальным. То, что отвоеванные тогда провинции в конце концов оказались в рамках грузинского государства, еще раз показывает, что в истории господствует закон непредвиденных последствий.

Сегодня Грузия существует прежде всего потому, что на международном уровне изменились правила поведения: имперские завоевания стали неприемлемы. Защитником такого мирового порядка (пусть не всегда достаточно эффективным) является «мировое содружество», т.е. на деле Запад, тогда как Россия этим нормам активно противостоит.

Как сюда вписывается сегодняшняя Турция? Для ее лидера, Реджепа Таипа Эрдогана, характерны авторитарные инстинкты, и его иногда сравнивают с Путиным. Турецкое руководство посещают и неоосманские, т.е. неоимперские видения. Возможно, в глубине души некоторые турецкие политики считают, что по справедливости Аджария должна быть с ними. Но исходить следует прежде всего из поведения. Начиная с Ататюрка, Турция отказалась от имперской парадигмы и соблюдает нормы международных приличий – в отличие от России. То, что Турция является членом НАТО и не отказывается от амбиций вступить в Евросоюз - организации, которые Россия считает вражескими, - тоже очень важно. Начиная с 1992 года, Турция не просто уважала суверенитет Грузии, но реально способствовала его укреплению, Россия же его подрывала.

Кроме общего уважения к международным нормам, у Турции есть особые мотивы последовательно поддерживать суверенитет и безопасность Грузии. Ось Турция-Грузия-Азербайджан, за которыми стоят как общие интересы, связанные с транспортировкой каспийских газа и нефти, так и геополитические соображения, сыграла очень большую роль в обеспечении грузинского суверенитета в самые трудные времена.

Резкое ухудшение турецко-российских отношений еще более укрепило это совпадение интересов. Впервые турецкие лидеры ясно заговорили о своей поддержке членства Грузии в НАТО – раньше они от подобных высказываний воздерживались.

Именно поэтому российской пропаганде сейчас так важно вбить в головы грузинского обывателя, что Турция такая же плохая, как Россия, т.е. еще хуже.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG