Accessibility links

Как жить и работать в приграничной зоне?


Пропуски в основном носят сезонный характер – на время сельхоз работ. Редко когда в приграничную зону попадают сады или виноградники, требующие круглогодичного ухода, в основном это пашня
Пропуски в основном носят сезонный характер – на время сельхоз работ. Редко когда в приграничную зону попадают сады или виноградники, требующие круглогодичного ухода, в основном это пашня

Жители приграничных сел Южной Осетии должны получить специальное разрешение до начала сельскохозяйственных работ на земельных участках. С таким заявлением сегодня выступила пограничная служба.

Руководитель общественной организации «Твой выбор – Осетия» Алан Джуссоев – в прошлом глава Ленингорского района, знаком с этой проблемой не понаслышке. Он подчеркивает, что в Советском Союзе приграничная зона составляла пять километров, в эту полосу попадали целые населенные пункты со своими угодьями и инфраструктурными объектами. Поэтому жители получали постоянные пропуски от пограничной службы. В Южной Осетии эта полоса сокращена до ста метров. Соответственно, нет необходимости постоянно находиться в непосредственной близости от колючей проволоки, за редким исключением, когда забор подходит вплотную к жилым домам. Поэтому пропуски в основном носят сезонный характер – на время сельхоз работ. Редко когда в приграничную зону попадают сады или виноградники, требующие круглогодичного ухода, в основном это пашня, говорит Алан Джусоев:

«Мало у кого из местных фермеров есть своя техника, так что все они пользуются техникой Государственного унитарного предприятия «Ирагросервис». Предприятие дотационное, оно проводит работы по цене, составляющей половину себестоимости, вторую половину оплачивает фермер. Поэтому проблемы по оформлению пропусков для техники и обслуживающих ее лиц ложатся на «Ирагросервис».

Как жить и работать в приграничной зоне?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:04 0:00
Скачать

По словам Алана Джуссоева, время, на которое оформляется пропуск, определяется в индивидуальном порядке. Кому-то он нужен на три или четыре месяца, а кому-то достаточно на месяц. Бюрократической волокиты не возникает. Нужно предоставить погранслужбе в Цхинвале копию договора аренды земельного участка, паспорт и просто объяснить ситуацию.

Вплотную к границе подходят не только сельскохозяйственные угодья, но и леса. Я спросил у заместителя директора местного заповедника, специалиста по лесному хозяйству Заура Кабулова, как работники лесного хозяйства решают вопрос посещения приграничной зоны:

«В Знаурском районе, где леса подступают вплотную к границе, местных лесников пропускают в приграничную зону по служебным удостоверениям работников лесного хозяйства, но, конечно, на территорию, где они выполняют свою работу. В моем случае иначе. Я живу в Цхинвале. Мы сейчас составляем Красную книгу Южной Осетии, и мне для этого нужно бывать в приграничной полосе. Для выполнения работы мне оформили пропуск на год».

Алан Джуссоев говорит, что заблудиться в приграничной зоне не получится. В ста метрах от границы стоят предупреждающие знаки, и если их не игнорировать, то неприятностей с погранслужбой не возникнет. По наблюдениям Джуссоева, особых неудобств у жителей приграничных территорий и их гостей нет. Даже если человек забыл взять пропуск, пограничники подходят к проблеме неформально:

«Обычно пограничники идут на уступки, потому что они уже давно здесь служат и в лицо знают и местных жителей, и их гостей, и даже тех, кто на религиозные праздники сюда приезжает».

По словам Алана Джуссоева, проблемы возникают, как правило, у туристов, которые приезжают в Цхинвал, а потом вдруг решают посетить пограничную зону, что называется, сами по себе, без приглашения, без сопровождения местных. Вот тогда могут задержать.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG