Accessibility links

Поскольку Заводская «переборола страх»…


Сегодня на заседании президиума Верховного суда Республики Абхазия в составе председателя ВС Зураба Агумаа и судей Екатерины Онищенко и Темура Тарба была рассмотрена надзорная жалоба моей коллеги журналиста Елены Заводской.

Прошлым летом в судебном заседании по гражданскому делу об определении места жительства малолетнего ребенка между журналистом, освещавшим для «Эхо Кавказа» этот процесс, и родной тетей отца ребенка Мариной Гумба произошел инцидент. Как это уже признал впоследствии Сухумский городской суд, Гумба оскорбляла Заводскую, в том числе нецензурно, бросалась на нее, пыталась выдворить из зала суда. (Хотя та еще не успела тогда опубликовать про данный процесс ни строчки.) Обстановку разрядил лишь прибывший по вызову одного из юристов наряд милиции.

Суд признал Гумба виновной по статье за унижение чести и достоинства другого лица и взыскал с нее штраф в размере 10 тысяч рублей в доход государства. Но Заводская не удовлетворилась этим, посчитав, что за нанесенный ей моральный вред компенсация должна быть большей, и добилась того, что дело направлено в горсуд на новое рассмотрение. Одновременно Гумба были предъявлены и обвинения в препятствовании журналисту в выполнении его служебных обязанностей.

Екатерина Онищенко доложила сегодня, что 3 июля 2015 года председатель Ассоциации работников СМИ Республики Абхазия (АРСМИРА) Изида Чаниа обратилась в УВД по городу Сухум с сообщением о преступлении, имевшем место в помещении суда города Сухум в отношении журналиста Заводской со стороны гражданки Гумба. 20 июля 2015 года постановлением дознавателя отдела дознания УВД Айсановой в возбуждении дела было отказано за отсутствием состава преступления. Суд города Сухум, в который обратилась Заводская, также отказал ей. Екатерина Онищенко привела следующие доводы городского суда:

«По мнению суда, оскорбительные высказывания Гумба в адрес журналиста имели место 3 июля в помещении суда города Сухум, действительно преследовали цель внушить ей страх и принудить таким образом прекратить выполнение своих служебных обязанностей по освещению судебного процесса, однако это было направлено не на прекращение вообще журналистами освещения судебного процесса, а на принуждение именно Заводской прекратить выполнять свои служебные обязанности, что указывает на личные неприязненные отношения. Оскорбительные высказывания Гумба в адрес Заводской не возымели желаемого эффекта, поскольку журналист, переборов свои страх и унижение, продолжила освещать судебный процесс».

Чуть забегая вперед, скажу, что в своем сегодняшнем выступлении Елена Заводская поставила вопрос так: что же должно было произойти, чтобы действия, направленные на прекращение выполнения ею профессиональных обязанностей, «возымели должный эффект» – ее должны были убить, покалечить, принудить каким-то другим способом? А если она «преодолела страх», то, значит, и никакого препятствования не было?

Екатерина Онищенко, продолжая свою речь, сообщила также, что кассационная жалоба Заводской в Верховный суд осталась после рассмотрения ее коллегией ВС без удовлетворения, а решение городского суда – без изменения. Изучив доводы надзорной жалобы и истребованные материалы дела, судья Онищенко вынесла постановление о возбуждении надзорного производства по надзорной жалобе Заводской. Но сегодня, 18 марта 2016 года, сказала она, в Верховный суд поступило письмо первого заместителя генерального прокурора республики, в котором он сообщает, что материалы по этому делу направлены прокурором Сухума на дополнительную проверку.

Первый заместитель генпрокурора Георгий Аршба сказал на заседании президиума ВС:

«Уважаемый суд, Ваша честь! Я хотел бы довести до вашего сведения, что прокуратурой города Сухум отменено постановление дознавателя отдела дознания УВД по городу Сухум старшего лейтенанта милиции Айсановой от 20.07.2015 об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Гумба. Данный материал для организации дополнительной проверки и устранения недостатков, препятствующих принятию законного и обоснованного решения, направлен следователю-криминалисту прокуратуры города Сухум».

После совещания президиума Зураб Агумаа огласил постановление и, в частности, сказал:

«Постановление суда г. Сухум от 21 сентября 2015 года и определение коллегии по уголовным делам от 11 ноября 2015 года: отменить и прекратить производство по жалобе Заводской на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела».

Елена Заводская была вполне удовлетворена таким исходом, поскольку без всякого решения суда прокуратура вернулась к рассмотрению данной правовой ситуации.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG