Accessibility links

«Разморозка» по-карабахски: глядя из Абхазии


Если говорить о восприятии сегодняшнего обострения и в целом карабахского конфликта в абхазском обществе (как и в югоосетинском), тот тут, конечно, ощущается однозначная поддержка армянской стороны
Если говорить о восприятии сегодняшнего обострения и в целом карабахского конфликта в абхазском обществе (как и в югоосетинском), тот тут, конечно, ощущается однозначная поддержка армянской стороны

После того, как в ночь с первого на второе апреля запылала линия армяно-азербайджанского противостояния на подступах к Нагорному Карабаху, это вызвало многочисленные отклики и комментарии по всему миру. В том числе, конечно, и на Кавказе. В Тбилиси, например, рассуждают о том, что Грузия, старающаяся поддерживать хорошие отношения с обеими сторонами, в результате эскалации конфликта оказывается «между двух огней», на тему «Конфликт в Карабахе – препятствие или стимул для интеграции Грузии в НАТО?» и т.д.

В Абхазии было пока официально сделано только одно заявление – вполне «дипломатически выдержанное». В связи с событиями на линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта МИД Абхазии заявил:

«Решительно осуждаем использование силы, которое привело к жертвам, в том числе среди мирного населения. Призываем стороны к немедленному прекращению силовых действий и началу политического диалога с целью выработки мирных путей выхода из нынешнего кризиса, что поможет избежать дальнейшей эскалации и новых жертв. Убеждены, что альтернативы мирному урегулированию конфликта не существует».

МИД Абхазии выразил надежду на то, что международные посредники, в том числе в рамках минской группы ОБСЕ, а также руководители ряда стран приложат все усилия для возобновления сторонами режима прекращения огня и стабилизации ситуации в зоне конфликта.

Ну, а если говорить о восприятии сегодняшнего обострения и в целом карабахского конфликта в абхазском обществе (как и в югоосетинском), тот тут, конечно, ощущается однозначная поддержка армянской стороны. Свидетельством чему – и интернет-отклики на события. В основе тут лежит принцип «сепаратистской солидарности»; неслучайно же частично признанные Абхазия и Южная Осетия и непризнанное Приднестровье являются, в отличие даже от Армении, единственными государствами, признавшими независимость Нагорно-Карабахской Республики. Но в Абхазии значимым фактором является еще и наличие многочисленной армянской диаспоры (около 42 тысяч, или более 17% населения, согласно данным последней переписи). Встречаются среди жителей Абхазии и азербайджанцы, но их неизмеримо меньше. Что же касается «религиозной солидарности», то я бы вообще не брал ее в расчет – и не только потому, что наряду с христианами в Абхазии проживают и мусульмане, пусть и в значительно меньшем числе, но и потому, что этот фактор имеет у абхазов мало значения.

Почти синхронно с первыми залпами реального вооруженного противостояния в начале апреля зазвучали и залпы так называемой информационной войны. И в полном соответствии с ее законами – взаимные обвинения в том, что именно противная сторона первой нарушила режим перемирия. Кстати, нагорно-карабахский конфликт можно назвать замороженным с определенной оговоркой: ведь все двадцать с лишним последних лет там время от времени происходили взаимные артиллерийские обстрелы, гибли люди. По тем же самым непреложным законам информационной войны стороны стали с очевидностью преувеличивать потери противника (речь пошла уже на сотни потерь в живой силе, уничтоженные танки, вертолеты и т.д.) и преуменьшать свои.

Если же вернуться к вопросу «Кто первый сказал «пли!», то он, по моему убеждению, не имеет здесь принципиального значения, поскольку на любой выстрел всегда можно припомнить какой-то иной инцидент, что ему предшествовал, и именно на него перевести стрелки. Поэтому я бы предложил заменить его вопросом: «Кому это нужно?» А вот тут уже дискутировать становится не о чем: любому вменяемому человеку, вне зависимости от его симпатий и антипатий, понятно, что в изменении статус-кво заинтересована азербайджанская сторона. Собственно, в Баку и не скрывают этого, как и того, что давно разуверились в возможности мирного решения конфликта на их условиях. Помню, в разгар ожесточенных споров в СМИ о том, кто же на кого напал в августе 2008 года, я предложил рассмотреть такую аналогию: на первой картинке мы видим двух малышей, в руках у одного из которых яблоко, а на второй – тех же самых малышей, но после драки, взъерошенных и потрепанных. И если мы знаем, что их стычка произошла из-за того самого яблока (раздора), то совсем нетрудно восстановить в воображении цепь событий, происходивших между моментами, отображенными на этих картинках. И можно сколь угодно долго и убедительно рассуждать о российской «ловушке» в 2008-м, абсолютно логичен будет вопрос: а чего же вы в эту ловушку полезли, кто-то вас силком туда тянул?

В случае с армяно-азербайджанским конфликтом, на взгляд со стороны, компромиссом могло бы стать возвращение Баку армянами семи обезлюдевших в 1994 году и превращенными ими в буферную зону азербайджанских районов. Но тот, кто достаточно глубоко посвящен в конфликт, прекрасно понимает, что азербайджанцев это не устроит: их национальная гордость слишком уязвлена разгромным поражением 22-летней давности, и они думают о том, что не напрасно же так накачивали все эти годы военные мускулы.

Почему же тогда, возникает вопрос, азербайджанская армия не пошла 2 апреля во фронтальное наступление? Тут можно только строить предположения. Может быть, это была типичная разведка боем – и у меня тут напрашиваются аналогии между отсутствием Горбачева 19.08.1991 в Москве и отсутствием Алиева 2.04. 2016 в Баку. Втянуться в бой – и посмотреть на реакцию потенциальных союзников обеих сторон, то есть Анкары (единственная, кто всецело выступила в поддержку одной из сторон), Москвы, мирового сообщества. А может, и пошли бы во фронтальное наступление – если бы противник позволил. Нельзя, впрочем, исключать и того, что инцидент вначале произошел обычный, спонтанный, а потом уже из искры стало разгораться пламя. Некоторые трактуют происходящее и так, что Баку просто считает необходимым напоминать миру о карабахской проблеме.

За эти дни я успел наслушаться с экрана телевизора и начитаться в интернете привычных ораторствований о том, кто стоит за всем этим – Москва, Анкара, Вашингтон и т.д., – в полном соответствии с железным правилом: «виноваты, конечно, те, кого мы не любим». А еще наткнулся вчера на текст украинского, как понял, политолога Олега Пономаря, о котором, честно говоря, раньше не слышал. Озаглавлено так: «Пришло историческое время. Бодрящий воздух свободы зовет – Пономарь». Он с явным восторгом и самолюбованием своими провидческими способностями пишет:

«У всех сегодня на слуху Карабах. Если вы помните, в декабре прошлого года я написал, что 2016 год станет годом разрешения (или существенного, кардинального продвижения к разрешению) замороженных конфликтов на территории бывшего СССР. Эта уверенность строится на том, что под действием санкций и низких цен на нефть (а это – Западная часть работы) Россия будет ослабевать экономически, военно, геополитически и дипломатически, и будет происходить развал недоимперии. Простота и гениальность плана в том, что все эти страны должны начать свое центробежное (от России) движение более или менее одновременно, и тогда Россия просто не сможет воевать на много фронтов и потеряет все – страны экс-СССР выйдут из зоны ее влияния… И разрешение замороженных конфликтов – это процессы, которые будут проходить в рамках этого плана. Азербайджан (при помощи Турции и многих других стран) должен вернуть Карабах. Молдова – вернуть Транснистрию. Грузия вернет Абхазию и Южную Осетию. Украина – Крым и Донбасс».

Что сказать этому мечтателю? Во-первых, совсем не нужно быть прорицателем, чтобы знать, что в Баку, Тбилиси, Кишиневе и Киеве будут так или иначе предпринимать попытки понятной направленности. Во-вторых, он чуток поспешил с выводами о том, чем закончится апрельское обострение на линии армяно-азербайджанского противостояния. В-третьих, интересна трактовка понимания им того, каков путь «разрешения» перечисленных конфликтов. Ну, вернет Грузия в свой состав Абхазию и Южную Осетию – и будет всем счастье? Только вот «куда девать» абхазов и южных осетин? Особенно первых. Ибо осетин и армян НКР, судя по представлениям Пономаря, наверное, справедливо будет переместить в Северную Осетию и Армению… А еще – как он, наверное, бедный, огорчился, когда сегодня Азербайджан и НКР объявили о прекращении огня.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG