Accessibility links

Сталин жил, Сталин жив?


Виталий Шария
Виталий Шария

С детских лет в мою память, как и в память десятков миллионов людей моего поколения, живущих ныне на постсоветском пространстве, впечатались речевки типа «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!» и звучавшие чуть ли не из утюга пафосные песни вроде этой, рожденной в 1955-м: «День за днем бегут года – Зори новых поколений. Но никто и никогда Не забудет имя: Ленин. Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой…» Но вот что характерно… Как показывают опросы населения (да об этом с очевидностью свидетельствуют и публикации СМИ), имя Ленина в России и других странах СНГ за последнюю четверть века в значительной мере поблекло, отошло на задний план. Имя же Сталина, которое после Двадцатого съезда КПСС в 1956 году было в СССР «развенчано», при Брежневе почти табуировано, в перестройку на волне переосмысления всего советского прошлого подвергнуто жестокой критике, в постсоветское время, наоборот, значительными массами людей, и не только ветеранами КПСС, стало возвеличиваться. В самые последние же годы в России рейтинг «отца советских народов» вообще растет как на дрожжах, так что в голову неизбежно лезет переделанная речевка прежних лет: «Сталин жил, Сталин жив, Сталин будет жить».

Об этом феномене можно рассуждать очень долго. На прошлой неделе в интервью Радио Свобода профессор Сиднейского университета Шила Фицпатрик, автор книжной новинки «О команде Сталина: годы опасной жизни в советской политике», так сформулировала свое видение причин вспышки популярности Сталина в современной России: «Эта популярность стала реакцией на то, что один из историков назвал «царским синдромом». В России на протяжении столетий был культ «верховного существа», которое чуть ли не обожествлялось. Крах Советского Союза стал национальной травмой, которая требовала хотя бы иллюзорного замещения. Ощущение былого величия естественным образом связывалось с победой в войне и временем, когда СССР был супердержавой… Нынешняя популярность Сталина в России – это еще и признак бессознательного страха патриархальной по ментальности части населения перед политическим плюрализмом и рыночным обществом, жажда единомыслия и патернализма. В этих обстоятельствах Сталин оказался удобным и для многих действенным антидепрессантом».

Соглашусь с этими мыслями, уточнив только, что «царский синдром» известен не по одной, конечно, российской истории, а еще со времен фараонов. Что касается причин, почему Сталин затмил своего учителя Ленина, то они, мне кажется, заключаются в том, что при нем Россия достигла пика своего мирового могущества, а также в необъятной власти, которую он смог сосредоточить в своих руках, в отличие от Ленина, который всего несколько лет возглавлял государство и остался в памяти потомков не столько руководителем, сколько революционером. А еще – неким почти мифическим существом, демиургом.

А еще мне хочется остановиться на таком важном аспекте, как ограниченность человеческого мышления. Когда порой читаешь, например, рассуждение российского интернет-комментатора (реальное): «Да, при Сталине жили скудно, нередко многие голодали, но зато люди были счастливы», первым побуждением становится стремление заглянуть ему в глаза и спросить: «И те, кого ночью ни за что увозили «черные воронки» и стирали потом в лагерную пыль, и те, кто оставался у них дома?» Но потом понимаешь, что это бессмысленно, такого ничем не проймешь, ничем не убедишь. В интервью «Сталина любят бездумно» в вышедшем на прошлой неделе номере российского еженедельника «Собеседник» писатель Владимир Войнович, тот самый, который писал и про пыльные тропинки далеких планет, и про солдата Чонкина, так, в частности, прокомментировал факт, что, согласно последнему опросу Левада-центра, число россиян, относящихся к Сталину с любовью, за два года перевалило половину и достигло 54 процентов: «…Это действует на слабые мозги. А слабые мозги, как подсказывает мне мой опыт, у подавляющего большинства населения. Раньше, во времена моей молодости, мы произносили слово «народ с придыханием: народ мудрый, все понимает, все знает. Сейчас я эту концепцию серьезно пересмотрел».

Уточню опять же, что, на мой взгляд, это «придыхание» было не только во времена молодости Войновича, оно присутствует и сейчас. Попробуй скажи подобное публично, сколько людей примут на свой счет и подкинутся: «Нас, народ, считают быдлом!» Но давайте будем реалистами: несмотря на количество айфонов на душу населения, интеллект землян в общей массе не вырос по сравнению с интеллектом наших предков, живших и в средневековье, и в античность. И, как писал один советский пародист, в любой стране хороших поэтов «меньше, чем плохих». А главная составляющая этой ограниченности мышления, на мой взгляд, – неуклонное следование нормам двойной морали. Последняя пронизывает весь мир, сознание каждого человека. Разумеется, и мое, пишущего эти строки, тоже. Разница только в степени такого следования и в том, что одни способны посмотреть на себя со стороны, а другие нет. И эта способность отнюдь не тождественна уровню образования; аксиоматично, что «образованщина», по выражению Солженицына, и интеллигентность суть разные вещи.

В последние годы в России тема реанимации сталинского культа личности естественным образом наложилась на тему, как бы я сказал, «угарного патриотизма». Оговорюсь при этом, что присоединение Крыма к РФ – это для меня не аннексия, а восстановление исторической справедливости (тем, кто тычет в «международные договоры», напомню и про Хельсинкское соглашение 1975 года о нерушимости послевоенных границ, и про многие другие).

Но подобно тому, как самым ошеломляющим успехом в телезрительской массе часто пользуются (не раз это замечал) сериалы с самыми нелепыми сюжетными ходами, характерами героев и диалогами, в российском обществе пышным цветом расцвели сейчас и поклонение перед «гением Сталина», и следование родившейся при том же Сталине концепции, которую иронично именуют «Россия – родина слонов».

Вот прочтите этот текстик: «Вообще, для начала надо бы в учебниках написать, что Рим основан не древними римлянами, а этрусками. Фундамент Собора Петра выложен сибирской лиственницей и залит известковым раствором. А если прочитать слово Рим, как это делали этруски, то получим слово Мир. В русском языке было четыре значения слова мир, в зависимости от буквы и в тексте. Одно из этих значений – вселенский центр, чем, собственно, и был Рим в Средиземноморье». Можно, конечно, посчитать этот комментарий автора, убежденного, что этруски были русскими, пародийным, но, судя по всему, он писался на полном серьезе. Комментарий этот был сделан каким-то интернет-пользователем к публикации на российском сайте «Компас». Несколько месяцев назад я стал получать эти публикации – адресованные «тем, кто любит Россию» – по рассылке на свой адрес электронной почты до десятка в день. Среди них встречаются весьма любопытные, иной раз я и сам не удерживаюсь от коротких комментариев к ним. Среди доминирующих тем на этом сайте – «Сталин» и «Россия – родина слонов». Примечательно, что многие комментаторы сайта, справедливо потешаясь над тем, что «древние укры выкопали Черное море» или что троянцы были предками грузин, охотно готовы поддержать любую околесицу, излагаемую в подтверждение величия русского мира. Например, «исследование», согласно которому при царе Алексее Михайловиче Романове Россия по всем параметрам развития превосходила Западную Европу.

Все ту же всепоглощающую двойную мораль и ограниченность мышления вижу, глядя на «пляшущих человечков», вроде Кургиняна, на московских телевизионных ток-шоу. Порой даже ведущие этих ток-шоу, сами склонные к пропагандистскому и баррикадному мышлению, не без иронии опережали очередное ожидаемое «открытие» таких ораторов вопросом: «И виноваты во всем американцы?»

Впрочем, не менее смехотворно по сравнению с мышлением «угарного патриота» и мышление «угарного антипатриота». Вот мысль, прозвучавшая на днях в рассуждениях российского оппозиционера Константина Борового: «США, в отличие от РФ, такие конфликты пытаются разрешить, а не усугубить». Всегда и везде, понятно? А что это, как не зеркальное отражение убеждений «пляшущих человечков»? Хотя все мировые державы, пусть это никого не удивит, борются повсеместно за «стабильность» в своем понимании, то есть за свои национальные интересы.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG