Accessibility links

Абхазская недвижимость: одно помещение на семью иностранца?


Комитет не рекомендовал парламенту к принятию законопроекты, регламентирующие вопросы оборота жилой недвижимости в Абхазии. Но они тем не менее будут рассматриваться на заседании сессии
Комитет не рекомендовал парламенту к принятию законопроекты, регламентирующие вопросы оборота жилой недвижимости в Абхазии. Но они тем не менее будут рассматриваться на заседании сессии

Сегодня в одиннадцатом часу утра мне позвонили из пресс-службы парламента Абхазии и пригласили на намеченное на двенадцать дня заседание комитета по правовой политике, государственному строительству и правам человека по обсуждению внесенного на рассмотрение парламентариев проекта закона «Об особенностях оборота жилых помещений в Республике Абхазия». Этот законопроект, подразумевающий возможность продажи недвижимости иностранным гражданам, был подготовлен депутатами Сергеем Шамба и Георгием Агрба и внесен на рассмотрение парламента еще в конце прошлого года. Он вызвал острые, даже ожесточенные дискуссии и в СМИ, и в интернет-сообществе.

Тем не менее, когда я подошел к зданию парламента, не сразу понял, почему у входа в него стоит несколько десятков человек. Боковым зрением, проходя в здание, увидел среди них руководителей Фонда делового сотрудничества Вахтанга Пипия, общественной организации «Наш дом Абхазия» Рауль Лолуа, еще пару знакомых. И лишь спустя время, когда уже сидел в зале заседаний, все эти люди стали заходить и рассаживаться вокруг стола, где сидели депутаты. Некоторые заносили дополнительные стулья, некоторые даже стояли.

Первым высказал возражение Сергей Шамба, последовательно и упорно выступающий за разрешение продажи жилья иностранцам: «Мы тоже своих сторонников могли бы столько привести. Четыре дня в парламенте висело объявление о проведении заседания комитета, а сегодня вдруг объявляют о слушаниях. Лично я пришел на заседание комитета и собирался обсуждать законопроект с депутатами, а не с представителями партий и общественных организаций. Не надо вводить людей в заблуждение и оказывать на нас давление». По словам же депутата Тенгиза Агрба, «люди сильно переживают, поэтому сами пришли, их никто официально не приглашал». Валерий Агрба настаивал на том, что регламент мероприятия был заявлен как слушание. Другие потом в кулуарах говорили, что объявление о встрече как о парламентских слушаниях было распространено в соцсетях.

Разгорелись споры: в каком все же формате проводить заседание. Если это парламентские слушания, то это одно: можно послушать представителей партий и общественных организаций, которые сюда пришли, и, может быть, их аргументы повлияют на еще не определенную до конца позицию некоторых парламентариев. Если же это заседание комитета, то надо проводить его «без давления извне». Депутат Аслан Кобахия сказал:

«Если слушания, то надо это было немножко пораньше сказать. Какая-то вот группа молодых людей пришла. Я вижу здесь людей из «Единой Абхазии», которые не являются членами парламента...

– Это Фонд делового сотрудничества…

– Ну, фонд. Какая разница? Мы тоже позвали бы ребят из «Аруаа», «Форума». Так что давайте мы определимся, Валерий Рамшухович, это комитетское заседание или слушание. Так дело не пойдет. Я в первый раз сталкиваюсь с такой ситуацией».

Обсуждение ситуации, которое продолжалось почти полчаса и в котором принимали участие депутаты Валерий Агрба, Алмас Джапуа, Сергей Шамба, Юрий Зухба, Ахра Бжания и другие, закончилось тем, что решили проводить заседание комитета с участием только депутатов. Представители общественности, по моим прикидкам – около сорока человек, потянулись к выходу. А вслед за ними – и около десятка журналистов.

Но мне достался экземпляр законопроекта на шести страницах. Из прочитанного в нем внимание привлекли такие строки: «Иностранные граждане имеют право на приобретение одного жилого помещения на одну семью… При переходе права собственности на жилой дом иностранному гражданину к нему также переходит на праве пожизненного наследуемого владения закрепленный за жилым домом земельный участок в размере до 0,06 га».

Парламентариям было предложено также обсудить внесение изменений в отдельные законодательные акты республики в связи с принятием этого закона (если, конечно, он будет принят) и законопроект о моратории на продажу жилья иностранцам, предложенный, насколько знаю, как депутатом Алмасом Джапуа, так и ОО «Наш Дом Абхазия».

О дальнейшем журналисты узнавали, как говорится, из своих источников. Обсуждение на заседании, естественно, было бурным. В итоге из пяти присутствовавших членов комитета за первый законопроект проголосовали двое: Сергей Шамба и Роберт Яйлян. Против тоже двое – Аслан Кобахия и Юрий Зухба. Председатель комитета Валерий Агрба воздержался. Также воздержался он и при голосовании по мораторию. А остальные четверо, соответственно, поменялись позициями: Кобахия и Зухба – «за», Шамба и Яйлян – «против». Таким образом, комитет не рекомендовал парламенту к принятию законопроекты, регламентирующие вопросы оборота жилой недвижимости в Абхазии. Но они тем не менее будут рассматриваться на заседании сессии.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG