Accessibility links

Россия, Абхазия, аминазин


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Мне неоднократно приходилось писать о неадекватности восприятия мира со стороны многих людей, о том, как часто те, кто слишком долго варится в собственном соку, утрачивают способность рационально оценивать действительность.

О том, как часто уроженцы глухих и бесперспективных сел и городишек могут совершенно неожиданно проявлять такое повышенное самомнение, что иногда можно усомниться в их психическом здоровье – ну, например, считая европейцев и американцев необразованными, отсталыми и некультурными. Как правило, я предпочитаю говорить о своих соотечественниках – во-первых, потому что это напрямую касается меня, во-вторых, потому что и они дают массу поводов для этого – начиная с Библии, которую перевели в IV веке, заканчивая бесконечными фобиями по поводу гей-парадов и растленного Запада.

Но это не значит, что у всех остальных все в порядке и главные перлы неадекватности являются сугубо грузинским эксклюзивом. Так, недавно мне попалось на глаза интервью некоего товарища по имени Адгур Харазия, который оказался мэром славного города Сухуми.

Могу сказать, что оно побило рекорд по части неадекватности, которую мне приходилось встречать. Как правило, я не привожу цитаты третьих лиц, но ЭТО того стоит: «Отношения с Россией надо делать более прозрачными. Давая нам копейки, они пользуются огромной территорией, которую мы им отвели под военные базы. Ведь они их поставили здесь не только для того, чтобы нас защищать. В первую очередь эти базы нужны им для того, чтобы защищать Россию от НАТО. Почему бы им не платить нам? Почему бы нам не перевести наши отношения в цивилизованную плоскость? Весь мир так живет, почему особые правила должны быть в отношениях России и Абхазии?»

В первую очередь для любого непосвященного человека грандиозная мысль, высказанная в данной фразе, скорее всего, была бы воспринята как политические игры – ну, что поделаешь, человек себе цену набивает. Авось что-то из этого и получится. Но на самом деле все намного сложнее. На 99% могу утверждать, что говорящий искренне верит в то, что говорит.

В то, что Абхазия России нужна не меньше, чем Россия Абхазии. В то, что у них взаимовыгодное сотрудничество и протекторат над Абхазией России нужен больше, чем Абхазии. В то, что Москва должна платить рыночную цену за базы на территории Апсны примерно так, как платят США за военные базы в Японии и Германии. В то, что действительно НАТО несет смертельную угрозу России, и если бы не Абхазия, то в ее сторону уже полетели бы крылатые ракеты...

Особенно замечательно звучит пассаж про «огромную территорию». Совсем хорошо... Это вы кого попрекаете «огромной территорией»? Россию, с ее 17 млн кв.км?

Ну ладно бы мэр Сухуми... Мало ли кто что думает. Есть люди, которым кажется что они Наполеоны, другим – что их преследует весь мир, третьим – еще что-нибудь не менее абсурдное. Ничего страшного, нет проблем. XXI век, психиатрия работает на очень высоком уровне, примите аминазин или галоперидол, и все: навязчивые мысли по поводу того, что русским без Абхазии кирдык, растают как вчерашний снег.

Однако проблема в том, что аналогичные мысли роятся в головах очень многих жителей Абхазии, в том числе и тех, кого я знаю по социальным сетям: вроде бы во всем остальном люди вполне разумные и вменяемые. По крайней мере, в посте на «Фейсбуке», посвященном этой теме, было немало комментов от жителей Абхазии, которые в других словах, так, чтобы совсем уж не впадать в массовый психоз, стали отстаивать идеи, высказанные мэром Сухуми...

Что ж. Все понятно. А я честно, искренне удивлялся и даже где-то возмущался мнением о том, что, оказывается, в 92-93-м годах абхазы в одиночку воевали против Грузии, на стороне которой к тому же была продажная ельцинская Россия. Что в августе 2008 года абхазские вооруженные силы сами, без российского участия отвоевали Кодорское ущелье...

Какое уж тут Кодорское ущелье. Если мы оказались в реальности, где России без Абхазии каюк, чего уж удивляться таким мелочам. Ну, подумаешь, колонна российской армии в августе 2008 года поднималась из Зугдиди в Кодори. Какое это имеет отношение к взятию ущелья? Никакого...

Назвать это «повышенной самооценкой» – наверное, слишком мягко прозвучит. «Повышенная самооценка» – это когда человек думает, что он заслуживает зарплату в три раза больше и его босс – безнадежный придурок. Или еще что-нибудь. Тут мы имеем куда более серьезный случай.

Однако проблема даже не в этом. Проблема в том, что неадекватность порождает совершенно конкретные, осязаемые проблемы.

Многие мои абхазские френды искреннее возмущаются колониальной и откровенно захватнической позицией России в отношении непризнанной республики. Им кажется это нелогичным. Им кажется, что было бы намного логичнее построить в Абхазии нормально функционирующую систему управления, побороть коррупцию и создать эффективное государство. Это приведет к росту авторитета России, и все будут довольны.

Звучит логично, если бы не одно «но». Мои абхазские коллеги то ли не понимают, то ли не хотят понимать, что никто никакого эффективного государства в Абхазии строить не собирается. Это не просто невозможно – это нежелательно, так как на всем пространстве, находящемся под контролем России, должны быть одинаковые правила игры, и никакая Абхазия тут не может быть исключением.

Вам не нравится коррупция, бессмысленная трата денег, откровенно колонизаторская политика Москвы, 19 домов для 1000 российских военных и еще плюс к этому членов их семей? Вам кажется, что это временная ошибка, недоразумение? «Путин все узнает, и это прекратится»? Что ж, пора вам наконец снять розовые очки. То, что вы сейчас у себя видите, – это и есть российская политика. Никакой другой никогда не было, нет и не будет. Никто у вас никакого эффективного государства строить не собирается.

Придется вам, дорогие абхазские «братья», смириться с этим... И не говорите, что вас не предупреждали...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG