Accessibility links

Как закладывается база для будущего конфликта


Изида Чаниа
Изида Чаниа

Через десять дней в Абхазии пройдет референдум, на который инициативной группой был вынесен вопрос о досрочных выборах президента. После того как президент Рауль Хаджимба дал согласие на его проведение и определил дату, объектом всеобщего пристального внимания стала Центральная избирательная комиссия и ее руководитель Батал Табагуа. Это вполне объяснимо – прежде всего, потому, что от законности и прозрачности действий ЦИКа и его председателя напрямую зависит ситуация в стране после оглашения итогов плебисцита.

Так уж повелось (и не только в Абхазии), что после подведения итогов выборов или референдумов кто-то все время пытается их опротестовать. И тут очень важно, чтобы ни у кого не было поводов сомневаться в достоверности данных народного волеизъявления. В Великобритании, к примеру, никто не подвергает сомнению саму процедуру подсчета голосов.

Однако действия Батала Табагуа и подведомственной ему структуры вызывают беспокойство перед каждым голосованием. Хотя бы потому, что общественности отнюдь не многомиллионной Абхазии чуть ли не до оглашения итогов не могут сообщить даже приблизительную численность избирателей, словно в стране ежегодно происходит или взрыв рождаемости, или эпидемия чумы.

Но и это не единственный повод не доверять ЦИКу. Согласитесь, трудно серьезно относиться к председателю ЦИКа, если в течение семи дней он делает два взаимоисключающих заявления на двух пресс-конференциях, следующих друг за другом. 21 июня Батал Табагуа сообщает журналистам, что референдум пройдет не только на территории Абхазии, но и за ее пределами – в России (в Москве и Черкесске), где проживает значительная абхазская диаспора (около 1,5 тыс. избирателей). «Два участка откроются в Москве и Черкесске», – буквально сказал Табагуа. А спустя семь дней – 28 июня – в том же помещении он говорит в категорической форме, что «за пределами республики избирательных участков не будет».

Понятно, что виноваты все, кроме ЦИКа. «Не надо из нас делать мальчиков для битья. Хватит уже!» – обиженно произносит председатель ЦИКа в адрес журналистов и посольства Абхазии в России, которое должно было уведомить Москву о создании избирательных участков за 30 дней до проведения выборов, но не сделало этого. Это правда, не уведомило. Но ЦИК-то знал об этом уже как минимум 20 дней! Зачем же председатель ЦИКа Табагуа дезинформирует журналистов и избирателей, объявляя о проведении референдума за пределами Абхазии?

Список странностей и несоответствий от ЦИКа можно было бы продолжить, но суть не в этом. А в том, что все эти неясности, неточности, несостыковочки – база для конфликта после проведения референдума. И не понимать этого председатель ЦИКа, имеющий большой опыт работы на выборах, не может.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG