Accessibility links

Копать по следам «черных копателей»


О том, что в Абхазии «черные копатели» проводят в разных местах несанкционированные раскопки, абхазские ученые и сотрудники Государственного музея говорят давно
О том, что в Абхазии «черные копатели» проводят в разных местах несанкционированные раскопки, абхазские ученые и сотрудники Государственного музея говорят давно

Сегодня в Сухуме на рабочей встрече заместителей министров культуры Абхазии и Татарстана журналистам сообщили, что впервые за 23 послевоенных года в Абхазии были обнаружены и арестованы «черные копатели». Руководители двух министерств, занимающихся охраной памятников, делились опытом и обсуждали актуальные вопросы сохранения культурного наследия.

Встреча была посвящена «Инвентаризации и охране объектов историко-культурного наследия, выявлению и внесению их в государственный реестр памятников». Однако обсуждался более широкий круг вопросов.

Заместитель министра культуры Татарстана Светлана Персова рассказала о том, что успела посетить ряд памятников Абхазии. Она побывала в Новом Афоне, в селе Лыхны, в планах посетить Бедийский и Моквский храмы. Вот что она сказала:

«Впечатления, конечно, самые возвышенные, потому что богатейшее наследие, потрясают особенно древние памятники. Мало где в России можно найти настолько древние объекты, особенно связанные с древнехристианскими святынями. Конечно, здесь и климат благодатный для того, чтобы на протяжении стольких веков памятники оставались в очень хорошей сохранности для таких древних сооружений».

Копать по следам «черных копателей»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:39 0:00
Скачать

Она проинформировала о том, как работает отдел охраны памятников, как осуществляется контроль за их использованием и как ведомство регулирует свои отношения с застройщиками. Минкульт Татарстана разработал сборники цен на проектные и археологические исследования, а работа по инвентаризации памятников и создание их свода длилась почти 10 лет. В настоящее время система отлажена и работает четко.

В Абхазии ситуация совсем другая. О ней рассказал заместитель министра культуры Абхазии Батал Кобахия. Реестр памятников в процессе составления, учетные карты и паспорта на объекты только заполняются. Остро стоит вопрос хранилища археологических находок. Сегодня все они собраны в помещениях старых складов в центре города, но хозяина у них нет. Предстоит решить, кому его передать и кто должен отвечать за его сохранность. Коллекция сейчас бесхозная, и изучать ее некому.

Батал Кобахия подчеркнул, что за последние два года ситуация заметно изменилась. Сегодня люди уже боятся сносить памятники архитектуры. Они понимают, что за это прокуратура будет заводить на них дела, каждый такой случай сопровождается большим общественным резонансом. Он поблагодарил СМИ за то, что они ведут эту тему и раз за разом привлекают к ней внимание общества. За время работы новая команда Минкульта обнаружила около 20 незаконных договоров аренды памятников. У части из них сроки уже истекли, но по десяти договорам предстоит серьезная работа. Минкульт отказывается их пролонгировать и намерен отстаивать свои позиции в суде.

Что касается расценок на проведение исследовательских и археологических работ, Минкульт в течение недели обещает разработать проект соответствующего постановления.

Батал Кобахия проинформировал журналистов о деятельности в стране «черных копателей» и сообщил об аресте преступной группы.

В Абхазии уже давно хозяйничают «черные копатели». Уже много лет известно, что охотники за историческими древностями приезжают в Абхазию с дорогим оборудованием, стоимость которого оценивается в 100-200 тысяч евро. Оно позволяет распознавать в слоях земли изделия из золота и серебра. «Копатели» прекрасно знают места, где можно поживиться. Одно из таких мест – это селение Ачмарда в Гагрском районе, где «черные копатели» за последние 12 лет раскопали около 300 могил.

В 2013 году на аукционе Sotheby’s всплыл уникальный серебряный ритон из Ачмарды IV века, он был оценен в 30 000 евро. Ритон – это праздничный винный кубок, сделанный в виде головы быка.

О том, что в Абхазии «черные копатели» проводят в разных местах несанкционированные раскопки, абхазские ученые и сотрудники Государственного музея говорят давно. Правоохранительные органы не стремятся охотиться за преступниками, наверное, им и без «копателей» хватает проблем.

И вот наконец впервые за послевоенный период Служба государственной безопасности Абхазии, получив информацию от Министерства культуры, добралась до преступников, промышляющих археологическими находками. Заместитель министра культуры и охраны историко-культурного наследия Батал Кобахия рассказывает: «В Ачмарде есть поляна, там есть могильники от эпохи бронзы до раннего средневековья. И там нашли «черных копателей». Их арестовали, ведется следствие. Ничего особенного они не успели откопать, но и то, что откопали, является артефактами и имеет особую значимость для нас. Мы передали все это по описи в музей. Три человека копали. Ачмарда – это памятник, который в течение 23 лет «черными копателями раскапывается». Из-за того что там часто копают, Управление по охране памятников нашло в свое время, кажется, в 2005 году, какие-то деньги, и начали не новые участки копать, а по местам, где ранее чуть-чуть копали».

Батал Кобахия обратился к абхазским предпринимателям, фондам и к частным лицам с просьбой помочь найти средства для археологических раскопок в Ачмарде, памятнике, который так сильно манит копателей из соседней России, но до которого, похоже, нет дела никому в Абхазии.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG