Accessibility links

Плохая элита или запутавшийся избиратель


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

До парламентских выборов осталось чуть больше двух месяцев. В такое время все смотрят на опросы общественного мнения. Результаты выборов все равно могут удивить, но опросы дают базовую точку отсчета. В развитых демократиях публика получает новые данные опросов чуть ли не каждый день, но в Грузии это происходит лишь несколько раз в году, причем опросы проводятся по заказу иностранных, в частности, американских организаций.

Самая сенсационная и обсуждаемая цифра в недавно опубликованных результатах опроса Национального демократического института США – 57%. Это – количество неопределившихся, т.е. тех, кто голосовать собирается, но еще не знает, за кого. Если быть точными, сюда входит и 13%, которые, может быть, и знают, кого поддерживают, но отказались отвечать людям с анкетами, и еще пять, которые «ни за кого». Но в любом случае главный результат опроса в том, что невозможно хотя бы приблизительно предсказать, что произойдет на выборах.

Что-то, конечно, сказать можно. Впервые рейтинг «Грузинской мечты» несколько повысился, что позволило им оторваться от основного конкурента, «Национального движения», на пять процентов (ранее разница была совсем небольшая). Еще недавно все, в том числе и я, были уверены, что партия Ираклия Аласания «Свободные демократы» попадет в парламент, но этот опрос заставил сомневаться – у них меньше трех процентов, а барьер составляет пять. В борьбе за третье место теперь лидируют антизападный «Альянс патриотов» и партия «Государство для народа» оперного певца Пааты Бурчуладзе. Но как только вспоминаешь ту цифру – 57%, значение остальных сразу меркнет. Кому эти проценты достанутся? Картина может радикально перевернуться.

Плохая элита или запутавшийся избиратель
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:47 0:00
Скачать

Тут следует вспомнить, что такое мы видели и раньше. Согласно опросу той же американской организации в августе 2012-го, т.е. еще ближе к парламентским выборам того года, сумма неопределившихся, отказывающихся отвечать, и тех, кому никто не нравится, составила 46% – меньше, чем в этом году, но тоже скандально много. И тогда разрыв между партией власти, «Национальным движением», и основной оппозиционной силой «Грузинская мечта» увеличился по сравнению с предыдущим, июньским опросом: соотношение составило 37 на 12 процентов. Но, несмотря на столь подавляющее преимущество из-за неясных 46%, предсказывать результат было опасно. И, действительно, непредвиденное обстоятельство, в частности, публикация шокирующих тюремных видео, все перевернуло, и «Мечта» оказалась триумфатором.

Тогда многие обвинили Национальный демократический институт в непрофессионализме либо сознательной подтасовке: как можно было настолько ошибиться? На самом деле, если посмотреть внимательно, противоречия нет. Во-первых, число отказывающихся отвечать было еще выше, чем сейчас (21%), и большинство из них, возможно, собирались голосовать за оппозицию, но остерегались это говорить пришедшим к ним людям с анкетами: «откуда мы знаем, что это на самом деле социологи, а не сотрудники госбезопасности?» (Кстати, в этом году сторонники оппозиционных «националов» тоже надеются, что бóльшая часть «отказников» – это их электорат.) Во-вторых, массовый шок от тюремных видео был вполне достаточен для того, чтобы убедить реально колеблющихся голосовать против властей. Мы не можем предсказывать, что и сейчас в оставшиеся два месяца произойдет что-то из ряда вон выходящее, но урок ясен: на фоне очень большого количества неопределившихся или отказывающихся отвечать предсказывать результаты выборов – дело крайне неблагодарное.

Чем можно объяснить такую странность грузинского избирателя? Ясно одно: народ не доверяет политическому классу. В таких случаях нормы демократической политкорректности заставляют ругать политические партии: раз ни одна из них не может убедить граждан за них голосовать, значит, они все плохие. Качество грузинского политического класса действительно заставляет желать лучшего, но в данном случае критики заслуживает и Его Величество Демос или та его часть, что никак не может принять решение. Корень проблемы – нереалистические ожидания от политиков, которые почему-то должны быть очень хорошими и способными решать все их проблемы. Но политики не могут быть намного лучше общества, из которого вышли. Грузинский демос породил ту политическую элиту, какая у нас есть, и выбор следует делать из предложенного меню, а не ждать прилетевших откуда-то суперменов.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG