Accessibility links

Коммуна грузинских художников – место для размышлений


Здание, находящееся на краю села Гарикула, кажется, спряталось от посторонних глаз. Но, разглядев, забыть его невозможно
Здание, находящееся на краю села Гарикула, кажется, спряталось от посторонних глаз. Но, разглядев, забыть его невозможно

Международный фестиваль современного искусства им. братьев Зданевичей FEST I NOVA проходит в небольшом грузинском селе Гарикула Каспского муниципалитета. Здесь расположилась так называемая Арт-вилла, в которой живут объединившиеся в коммуну художники.

Дышать. Потому что есть чем. Вдыхать глубоко-глубоко горный воздух, в котором смешались запахи скошенной травы, увядших роз и поспевших яблок.

Смотреть. Потому что есть на что. Серо-сизые горы на горизонте, разбитый на склонах виноградник, небольшой бассейн с безмолвными скульптурами и множество различных арт-объектов, «разбросанных» по всей территории Арт-виллы Гарикула.

Слушать. Потому что здесь тишина наполнена звуками, которые говорят много больше, чем любые слова.

Это рай, куда посторонним вход воспрещен. Об этом, кстати, гласит надпись на потолке под крутой деревянной лестницей виллы.

Коммуна грузинских художников – место для размышлений
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:02 0:00
Скачать

Здание, находящееся на краю села Гарикула, кажется, спряталось от посторонних глаз. Но, разглядев, забыть его невозможно. Трехэтажный дворец Болгарских, построенный в 1885 году тбилисским инженером Василием Болгарским. Он и сейчас походит на настоящий замок – с покосившейся башней по центру и резными деревянными балкончиками.

Караман Кутателадзе
Караман Кутателадзе

Этот дворец имеет очень «артистичную историю», говорит художник Караман Кутателадзе – основатель фестиваля и центра современного искусства в этом месте. В свое время он принадлежал художнице-акварелисту Вере Белецкой. Позже перешел во владение Тбилисской академии художеств, которая сегодня носит имя отца Карамана – Аполлона Кутателадзе. Здесь снимали фильмы, собирались художники, поэты. Караман бывал в Гарикуле еще ребенком, потом студентом вместе с сокурсниками на практике.

Уже 16 лет Караман живет здесь. Это статный мужчина с прозрачно-голубыми глазами. Он курит одну сигарету за другой и периодически загадочно улыбается. Говорит, что перебраться из города в село было несложно. Напротив, попадая в столицу, говорит Караман, его сразу тянет обратно. Это «Футурляндия. Пристанище иных поэтов». Караман так и написал на одной из своих картин, которая висит в гостиной:

«Это модель того, как могут жить будущие поколения. Здесь человек ощущает настоящую свободу. Здесь нет таких ограничений, которые существуют в больших институциях. Это, можно смело сказать, философское место, место для размышлений, где человек получает возможность думать».

Вместе с Караманом здесь на постоянной основе живет группа его единомышленников. А во время фестиваля, который длится несколько месяцев, сюда приезжают артисты из разных стран. Здесь проходят мастер-классы, воркшопы и выставки.

Одна из кураторов мероприятий Нуца Чикваидзе говорит, что его участником может стать каждый желающий. Для того чтобы принять участие в выставке, художники должны подготовить эскиз, отвечающий концепции фестиваля, и приложить его описание. Авторы лучших, по мнению организаторов фестиваля, проектов приезжают в Арт-виллу и приступают к работе. После этого как на территории самой виллы, так и за ее пределами устраиваются различные экспозиции. Говорит Нуца Чикваидзе:

«Одна из целей этого проекта – максимально вовлечь местное население в творческий процесс. В принципе, можно сказать, что на протяжении этих лет они и так достаточно интегрировались, они, как и отдыхающие здесь, часто приходят, что-то спрашивают, рассматривают. Для меня лично социальное искусство – это именно место, где ты создаешь что-то. Если ты здесь, в Гарикуле, для тебя инспирацией становятся люди, которые живут здесь, то, что их волнует. Социальное искусство – это то искусство, которое принадлежит всем».

Современное искусство – это демократия, это права человека, это, наконец, свобода, в которой настоящее очень непросто отличить от подделки, объясняет Караман Кутателадзе. Изобразительное искусство в Грузии имеет пусть и не очень длинную, но богатую, интересную историю. И для того чтобы современное искусство после неловкой паузы, возникшей в 90-х, могло развиваться уверенно, – необходима масштабная образовательная реформа, говорит Караман:

«Я верил, что мое поколение могло обновить академию, создать новое видение, но это оказалось очень сложно. Систему не так просто изменить, нужны очень смелые шаги, которые могут сделать очень смелые люди – доказать правительству, обществу, что это необходимо. Я не могу никого критиковать, потому что сам был частью этой системы. 26 лет преподавал в академии и завершил карьеру, будучи ее деканом. Я знаю, как сложно делать даже самые простые шаги».

Время титанов ушло, говорит Караман. Сегодня каждый может стать артистом – устроить свою персональную выставку, даже не выходя из дома, – хоть в социальных сетях. Искусство теперь касается каждого, считает художник. И он, возможно, прав. Ведь у него было много времени, для того чтобы это обдумать.

XS
SM
MD
LG