Accessibility links

Бизнес на пути к свободе


Основать цех, закупить инструменты и станки, покупать сырье, оплачивать труд пробационеров удается благодаря гранту Международной организации миграции
Основать цех, закупить инструменты и станки, покупать сырье, оплачивать труд пробационеров удается благодаря гранту Международной организации миграции

Онлайн-магазин, в котором можно купить продукцию, созданную осужденными, открылся в Грузии в июле и с тех пор набирает силу. В его каталоге сегодня можно найти иконы, мебель, игрушки и аксессуары.

Это уже не тюрьма, но пока еще не свобода. Учреждение по ограничению свободы – так называется место, куда попадают осужденные, которым осталось совсем немного до освобождения. Здесь они обучаются различным ремеслам, а на выходные им разрешено уходить домой. Это место – своего рода «перевалочный пункт», где человек, годами находящийся за решеткой, начинает адаптироваться к свободной жизни.

...Большие железные ворота открываются, угрожающе скрепя, но после них... решеток уже нет. Есть трехэтажный жилой корпус, большой двор с бассейном, в котором, правда, нет воды, пекарня и цех для работы по дереву.

Бизнес на пути к свободе
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:41 0:00
Скачать

«Главное, что здесь каждый следующий день не похож на предыдущий», – говорит Георгий, не поднимая глаз от рабочего стола, где аккуратно разложены инструменты с острыми наконечниками.

В руках у него деревянный кулон размером со спичечный коробок. На нем вырезан образ Богородицы. Он перекладывает его из одной руки в другую, проводит большим пальцем по контурам изделия, вероятно, наизусть зная каждый завиток.

Георгию 44 года. Из них почти 7 лет он провел в тюрьме. Преступления, в которых его обвинили, – особо тяжкие: преднамеренное убийство и сопротивление полиции. Но Георгий считает, что все было квалифицировано неверно, а мера наказания – намеренно завышена. Он считает, что всему виной – «нулевая толерантность», объявленная прошлыми властями.

«Здесь, я думаю, пытаюсь создать что-то новое. Еще 3-4 года назад не мог и представить, что я, заключенный, смогу работать с инструментами, со станками. Я тут практически свободный человек, но тогда это невозможно было представить. И я имею в виду не работу с инструментами, а то, что в камере нельзя было громко разговаривать, слушать радио – словом, относились к нам с жестокостью», – вспоминает Георгий.

Тогда, говорит Георгий, он читал. Читал много. В камере он прочитал больше, чем за всю жизнь – около 300 книг. Вернуться к своей профессии – Георгий художник, который занимался изготовлением мебели практически всю жизнь, – он смог только в апреле нынешнего года. Именно тогда он был переведен из тюрьмы в учреждение по ограничению свободы по рекомендации комиссии по досрочному освобождению. В мебельном цеху здесь вместе с ним работает еще шесть человек.

Детские кубики разных форм и размеров, сложенные в мягкий матерчатый мешочек на шнурках, мольберты, ночники, вешалки, деревянные календари – еще один работник цеха, пробационер Леван все это осторожно раскладывает на столе. Потом кивает головой вправо – там очередной заказ: комплект из четырех стульев из светлого дерева.

Все изделия, изготовленные в цеху, можно приобрести в онлайн-магазине прямо на веб-странице министерства. С 1 июля, согласно решению министра по исполнению наказаний Кахи Кахишвили, были внесены изменения в «Кодекс заключения». Они позволили заключенным вести небольшой бизнес – реализовывать свои изделия посредством онлайн-магазина. В его каталоге можно найти картины, аксессуары, иконы, игрушки.

Работники цеха по изготовлению мебели имеют стабильный заработок – около 350 лари в месяц, говорит его менеджер Николоз Харебава. С продаж они получают определенный процент в качестве бонуса. Основать этот цех, закупить инструменты и станки, покупать сырье, оплачивать труд пробационеров удается благодаря гранту Международной организации миграции. Но Харебава надеется, что в будущем цех может перейти на самоокупаемость.

«Наша цель – чтобы человек, находящийся здесь, получил определенные навыки, которые, когда он уйдет отсюда, помогли стать ему конкурентоспособным на рынке труда. Вы знаете, что из-за судимости им очень сложно найти работу. Каждый осужденный и пробационер работает у нас шесть месяцев, а потом происходит ротация. Несколько человек, которые завершили этот курс, насколько мне известно, нашли работу».

Николоз Харебава
Николоз Харебава

По словам Харебава, продукция, созданная осужденными и пробационерами, реализуется по ценам, которые ниже, чем на аналогичную в обычных магазинах. И хотя сервиса доставки у интернет-магазина пока нет, продажа понемногу набирает обороты. В скором будущем менеджер надеется усовершенствовать его работу и расширить ассортимент продукции.

XS
SM
MD
LG