Accessibility links

Цена победы и стоимость мечты


Дмитрий Мониава
Дмитрий Мониава

Правящая партия неспешно приближается к выборам, как Великая Армада к проливу Ла-Манш. Как и тогда, сотни флагов трепещут на ветру, в воздухе разлито пьянящее ощущение избыточной мощи, и никто не рискнет утверждать, что все закончится катастрофой. Но дурные предчувствия, словно чайки, кружат над галеонами, и сомнения проделывают червоточины в душах.

Планируя кампанию, Бидзина Иванишвили, вероятно, понимал, что одной лишь критики старого режима будет недостаточно. И назначил Георгия Квирикашвили не только премьер-министром, но и «главным по позитиву». Тот занялся презентацией новых проектов, убеждал сограждан в том, что дела в стране спорятся и в то же время всячески дистанцировался от межпартийных конфликтов. Из-за этого оппозиция так и не восприняла Квирикашвили как опасного противника и не попыталась втянуть его в губительное для рейтинга противостояние.

«Грузинская мечта» разыгрывает несколько козырей, упирая на улучшения в области защиты прав человека, снижение вероятности начала войны с Россией, углубление евроинтеграции и социальную направленность реформ (например, системы медицинского страхования). Маневр с участием нового премьера дал Иванишвили возможность продемонстрировать, что его партия, вопреки обвинениям оппонентов, не только отрицает прежний режим, но и утверждает некие ценности, копает, строит, ну, или, на худой конец, починяет примус. После этого начались попытки подобрать выигрышное сочетание позитивных и негативных импульсов и вычислить, когда следует протянуть пряник, а когда взмахнуть кнутом.

Цена победы и стоимость мечты
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:50 0:00
Скачать

Сторонники «Грузинской мечты» делятся на две, почти равные по численности группы – для одних приоритетом является борьба с призраками прошлого, они требуют наказания бывших чиновников и, возможно, втайне желают, чтобы Иванишвили поступил с «националами» хотя бы так, как Шеварднадзе со «звиадистами». Другие же, прежде всего, мечтают о спокойной и достойной жизни отнюдь не в прошлом, а в настоящем и будущем, и уже не считают аргумент о превосходстве нового режима над старым достаточным стимулом. «Грузинская мечта» не хочет терять ни одну из этих групп, а посему чередует приторные вариации на тему процветания с «двухминутками ненависти».

Правящей партии, в принципе, удалось добиться того, чтобы ее сторонники при каждом упоминании Михаила Саакашвили реагировали точно так, как описано у Оруэлла – «при виде Голдстейна и даже при мысли о нем страх и гнев возникали рефлекторно. Ненависть к нему была постояннее, чем к Евразии и Остазии». Лидер «Нацдвижения» способствует распространению подобных эмоций и грозит кулаком из Одессы, не имея, впрочем, ни сил, ни средств, необходимых для возвращения к власти. Подпитывая надежды и иллюзии своих сторонников, он приносит пользу и Иванишвили, позволяя ему мобилизовывать все больше избирателей с помощью страха перед реставрацией прежнего режима.

Судьба выборов решится в мажоритарных округах, и «Грузинская мечта» подошла к подбору кандидатов для Тбилиси с осторожностью. Ее отношения со старой столичной элитой остаются союзническими, но они несколько натянуты после того, как Бидзина Григорьевич, будто бы пытаясь показать, кто является хозяином в доме, протолкнул в мэры готового к сотрудничеству с «лучшими людьми города», но вызывающе провинциального Давида Нармания. В ответ Иванишвили, помимо падения своего рейтинга, получил тонкий, как венецианский стилет, намек на то, что столица похоронила уже несколько режимов подряд и, в случае необходимости, может продолжить. Вероятно, именно по этой причине сейчас он действует в Тбилиси весьма аккуратно. А вот в провинциях селекционной работой чаще всего занимались другие руководители «Грузинской мечты» в тесном (и, как поговаривают, взаимовыгодном) сотрудничестве с местными элитами. В результате чего в некоторых районах на авансцену вышли деятели, воплотившие в себе одновременное отрицание логики, риторики, имиджелогии, чистого разума и Уголовного кодекса. Безусловно, есть некая извращенная ирония в том, что они будут изображены на плакатах с надписью «Грузинская мечта», но важнее понять, что за этим стоит один из главных принципов политики Иванишвили – вассальная присяга аннулирует сомнительное прошлое.

Выборы выигрываются не только за счет мастерской агитации – в Грузии очень велико значение неформальных сетей, объединяющих патронов и клиентов, друзей и родственников. За бюрократами, силовиками, бизнесменами и, скажем так, «местными авторитетами», которых властям удается привлечь на свою сторону, стоят сотни зависимых от них людей. При изучении поведения местных элит и избирателей в том или ином районе этот фактор следует учитывать в первую очередь. Споры о политике лишь дымовая завеса – под ее прикрытием всегда ведется активная и прагматичная до цинизма вербовка влиятельных фигур (прежде всего, в регионах). И когда идеалисты, во многом обеспечившие победу Иванишвили в 2012-м, проведав о последних кадровых решениях, в ужасе спросили: «Где вы откопали этих монстров?», им не ответили прямо: «Там, где закопаем вас», но дали понять, что наступили новые времена, когда для стабилизации режима будут использованы возможности беспринципных, но влиятельных конформистов.

Именно благодаря им «Союз граждан» и «Национальное движение» в свое время, а теперь и «Грузинская мечта», вопреки разочарованию прежних сторонников и ожиданиям экспертов, усилились перед вторыми (для каждой из этих партий) парламентскими выборами. Не вызывает сомнений и их прямая связь с последующим крахом, поскольку упомянутые политические объединения вскоре стали заложниками аппетитов своих новых союзников.

Но время подсчитывать убытки и собирать камни придет чуть позже, а пока правящая партия все еще выглядит на фоне конкурентов, как Великая Армада, намного превосходившая современные ей флоты. Признаки неминуемого падения еще не вполне различимы, всюду полощутся бесчисленные разноцветные вымпелы, солнечные лучи медленно скользят по стволам орудий, и до развязки остается всего лишь 12 дней.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

XS
SM
MD
LG