Accessibility links

Глина как способ коммуникации


Здесь нет никаких кувшинов, пиал, горшков и других глиняных предметов домашней утвари, ассоциирующихся с керамикой. Вместо коричнево-красных оттенков и привычных форм – буйство красок и причудливые фигуры на стене
Здесь нет никаких кувшинов, пиал, горшков и других глиняных предметов домашней утвари, ассоциирующихся с керамикой. Вместо коричнево-красных оттенков и привычных форм – буйство красок и причудливые фигуры на стене

«Объект на стене: материал – глина» – так называется экспозиция, которая проходит в Национальной галерее им. Дмитрия Шеварднадзе в Тбилиси. В выставке приняли участие восемь художников. Их основной задачей в ходе создания этих работ было уйти как можно дальше от традиционного представления о керамике.

...Здесь нет никаких кувшинов, пиал, горшков и других глиняных предметов домашней утвари, ассоциирующихся с керамикой. Вместо коричнево-красных оттенков и привычных форм – буйство красок и причудливые фигуры на стене. Сквозь кусочки пазла пробиваются цветы, которые, может, и не цветы вовсе, а обитатели подводного мира со щупальцами, застывшими в движении. А между ними – достаточно неожиданно – сплетение труб. Самых обычных, канализационных, правда, тоже керамических. Это работа Мераба Гугунашвили «Фикция».

Глина как способ коммуникации
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:02 0:00
Скачать

В другом конце зала арт-объект Нино Эристави: четверо – белые керамические лица, почти одинаковые, но очень разные внутри. За каждым из этих лиц – зеркало, отражение их внутренней составляющей. У одного в голове вата, у другого леденцы, у третьего красный перец, а у четвертого прозрачные шарики.

Без аннотаций, которые есть у каждой работы, даже проще – можно без подсказок искать в арт-объектах смысл, который ближе твоему восприятию.

Лали Кутателадзе, куратор и автор концепции этой выставки, говорит, что главной задачей всех художников было исключить отсылку к тем традиционным объектам, которые делают керамику знакомой для обывателя:

«Глина – не только кувшин. Глина – не только чашка. Глина – это арт-объект. Нужно не только мастерство и вот это умение работать с глиной, нужно быть художником, чтобы было, что сказать».

Работы Лали, например, говорят об индифферентности. Маленькие фигурки на ее арт-объектах – то ли люди, то ли звери, а может, динозавры или обитатели космоса – идут по своей тропинке, не замечая ничего вокруг. Уткнувшись то в цифры, то себе под ноги, они не видят окружающий мир, других вещей, которые происходят вокруг них.

Еще один автор – Гигиша Пачкория говорит, что этот проект стал для него интересным экспериментом. Его арт-объект без подсказки, а может и с ней, должен был говорить о том, что он сделан из глины, но в то же время не является обычным керамическим предметом. Художник рассуждает о свойствах этого материала:

«

Я работал в археологии. Когда находишь горшок, созданный 27 веков назад, и видишь на нем отпечаток пальца, – это... У меня даже сейчас мурашки по коже. Конечно, этот материал (глина) сам по себе несет в себе информацию. И Бог ведь создал нас из глины? Вот и мы сейчас играем (с ней)».

По словам Лали, глина – это язык. Материал, с которым мы работаем и общаемся, говорит она. Живописцам порой бывает сложно понять керамистов, которые вынуждены дожидаться окончательного результата по несколько недель. В то же время, «заболев» глиной однажды, ее сложно разлюбить, говорит Лали:

«Это довольно трудоемкий процесс, и потому немногие сейчас хотят заниматься глиной. Нужна и физическая сила, нужно иметь какое-то терпение, чтобы дождаться результата. Когда художник рисует на холсте или на бумаге, – как только он нарисует, у него результат есть. А мы должны делать сначала один обжиг, потом другой, потом еще, может, третий. При первом обжиге может все лопнуть, и при втором, и при третьем... Надо иметь огромное терпение».

Увидеть работы «терпеливых» художников в Национальной галерее им. Дмитрия Шеварднадзе можно будет до 26 октября.

XS
SM
MD
LG