Accessibility links

Жизнь в изоляции под опекой государства


Положение людей с ограниченными возможностями в учреждениях, находящихся под опекой государства, изучил Народный защитник Грузии. Мониторинг был проведен в пяти крупных учреждениях в разных регионах Грузии: в Доме малютки, детских домах и пансионатах для лиц с ограниченными возможностями.

Доклад получился большой. Почти 60 страниц и много критики: от санитарных условий в учреждениях до вопроса защиты права на жизнь их бенефициаров. В учреждениях не хватает персонала, в том числе и квалифицированных специалистов, обученных специфике работы с лицами с ограниченными возможностями, говорит омбудсмен Уча Нануашвили:

«Неадаптированная инфраструктура, недостаток психосоциальных сервисов, нехватка контакта с внешним миром и членами семей, социальная пассивность и изоляция, вызовы, связанные с предоставлением медицинской помощи... Вместе с тем проблемным является и то, что бенефициары не информированы о своих правах. Упомянутые проблемы вызывают грубое нарушение прав бенефициаров и могут провоцировать дискриминационное отношение к ним. А иногда становятся причиной нарушения права бенефициаров на жизнь».

Жизнь в изоляции под опекой государства
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:21 0:00
Скачать

В 2015-м и начале 2016 года скончались младенец в тбилисском Доме малютки и два человека, которые содержались в душетском и марткопском пансионатах для людей с ограниченными возможностями. Смерть двоих наступила в ходе приема пищи. На сегодняшний день следствие завершено лишь по одному из трех дел. Оно было закрыто из-за отсутствия действий, предусмотренных уголовным кодексом, – к такому выводу пришло МВД.

Вот как это было: 4 февраля 2016 года бенефициар душетского пансионата, по словам своего соседа по комнате, обедал и подавился кусочком мяса. Персонал пансионата попытался оказать помощь, скорая перевезла его в больницу, но пациент скончался. Народный защитник обращает внимание на то, что он принимал пищу в своей комнате без присмотра. После этого случая директор душетского пансионата была освобождена от должности на основании заявления об увольнении по собственному желанию, а психолог и сиделка получили выговор.

Глава Государственного фонда защиты и оказания помощи пострадавшим и жертвам торговли людьми Тамар Баркалая, которая курирует подобные учреждения, говорит, что они отреагировали на данные инциденты с максимальной строгостью:

«Каждый факт кончины бенефициаров был нами проверен, и были приняты соответствующие меры. В том числе были освобождены от должности главы трех филиалов и рядовые сотрудники. Эти меры были приняты для того, чтобы изменить сложившуюся систему в каждом из этих учреждений».

В ходе мониторинга аппарат Народного защитника также изучил процедуру обратной связи и опротестования, а вернее было бы сказать, – отсутствие этой процедуры. Несмотря на то, что в учреждениях установлены специальные «коробки для жалоб», как правило, они пустуют, заявили в администрации учреждений. Есть в учреждениях и специальный журнал, в котором должен вестись учет жалоб, но и его наличие носит формальный характер.

В душетском пансионате для лиц с ограниченными возможностями группа мониторинга выяснила, что бенефициары, как правило, обращаются к администрации напрямую, устно, говоря о накопленных годами проблемах, касающихся еды и одежды, насилия бенефициаров друг над другом, негуманного обращения с ними сотрудников пансионата. Впрочем, вместо того, чтобы решать проблемы, администрация занята, по словам бенефициаров, тем, что обвиняет их в «неблагодарности» и попрекает жизнью в пансионате. В связи с этим постояльцы не раз прибегали к крайней форме протеста – голодовке.

Еще одной из острых проблем остается социальная пассивность и изоляция этих людей от общества, говорит глава департамента по правам лиц с ограниченными возможностями аппарата Народного защитника Грузии Ирина Оболадзе:

«Бенефициары не пытаются быть социально активными. В определенных случаях они даже отказываются от возможности обучиться каким-то навыкам, и это, конечно, не их вина. Они объясняют это тем, что, если они станут, скажем так, «хорошими», им придется покинуть пансионат. А им некуда идти, а если и есть куда – допустим, в центры, функционирующие при различных НПО, – то там у них все равно появятся определенные расходы. В этих людях сидит страх. У них, а особенно у тех, кто с детства находится в государственных учреждениях, нет навыков, должного образования для того, чтобы начать независимую жизнь».

Оболадзе напоминает, что еще в прошлом году Народный защитник выступал с рекомендациями, касающимися, в том числе, и этой проблемы. Однако должного внимания со стороны тех организаций, которых это касалось, так и не появилось.

XS
SM
MD
LG