Accessibility links

Грузинскому мужчине в декрет можно, но нельзя


Мужчин, которые смогли воспользоваться декретом, в Грузии – единицы. Трудовой кодекс, по ее словам, дает право работающему человеку (без указания пола) взять декретный отпуск
Мужчин, которые смогли воспользоваться декретом, в Грузии – единицы. Трудовой кодекс, по ее словам, дает право работающему человеку (без указания пола) взять декретный отпуск

Право грузинских мужчин на декрет планирует отстоять в Конституционном суде Центр по изучению и мониторингу прав человека. Трудовой кодекс дает возможность и отцу, и матери – на выбор – уйти в отпуск для ухода за ребенком, однако на деле воспользоваться этим могут только женщины, говорят правозащитники. Сегодня они внесли иск в Конституционный суд, чтобы отстоять право мужчин на декретный отпуск.

Семь лет назад у Давида Субелиани родился первый ребенок. Больше всего на свете в этот период он хотел быть с ним – с этим новым, самым лучшим, как говорит Давид, человеком, который появился в его жизни. Давиду пошел навстречу наниматель, он работал тогда в частном секторе: директор не смог оформить ему декрет официально, но позволил не ходить на работу в течение месяца.

«Это было особенным событием, и я очень хотел быть дома хотя бы в первые дни. Это абсолютно естественное желание – быть в такой момент с семьей. Супруга была беременна, потом роды, вернулась домой, конечно, обессиленная, и муж ей нужен не на работе, а дома, рядом. В твоей жизни появляется новый человек – лучший человек в этом мире, а ты не можешь быть с ним. Это, наверное, неправильно», – рассказывает Давид.

Грузинскому мужчине в декрет можно, но нельзя
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:53 0:00
Скачать

Мужчин, которые смогли воспользоваться декретом, в Грузии – единицы, говорит юрист Центра по изучению и мониторингу прав человека Саломе Джохадзе. Трудовой кодекс, по ее словам, дает право работающему человеку (без указания пола, то есть и женщинам, и мужчинам) взять декретный отпуск. Он, в свою очередь, состоит из трех пунктов – отпуск на беременность, отпуск на роды и отпуск для ухода за ребенком. С первыми двумя все понятно, что же касается третьего, то, по словам Джохадзе, другие положения того же Трудового кодекса исключают такую возможность.

«Читая и анализируя совокупность норм Трудового кодекса, мы приходим к выводу, что он дает право на это только женщинам. Трудовой кодекс говорит, что вопрос оплаты отпуска регулируется законодательством. Это приказ министра здравоохранения, который однозначно и прямо говорит о том, что только женщины могут получить оплачиваемый отпуск. У мужчин такое право есть только в одном случае: если женщина скончалась. Подобный подход идет вразрез с правом на труд, с правом на благополучие семьи и на равноправие супругов, исходя из того, что на деле он не дает парам сделать выбор. Уход за ребенком нельзя понимать только как право, это в том числе и ответственность, обязанность, которая лежит на обоих родителях», – говорит Джохадзе.

Подобный подход, может быть, и не традиционен для Грузии, однако случается, что отцы изъявляют желание взять декретный отпуск, говорит Гоча Александрия, замглавы Объединенных профсоюзов страны. Бывает, что отец просто хочет принять непосредственное участие в уходе за новорожденным, а иногда заработная платы жены значительно выше, из-за чего семья хотела бы распорядиться правом на отпуск именно таким образом. Впрочем, в реальной жизни это оказывается невозможным, говорит Александрия:

«Сумма компенсации едина: из бюджета выделяется единовременное пособие в 1000 лари (на декретный отпуск в целом). Женщина получает их на шесть месяцев. А каким образом и какую часть должен получить мужчина, если он воспользуется правом на отпуск для ухода за ребенком, – это уже не указано. Соответственно, не указано и то, каков срок отпуска для ухода за ребенком, если его захочет взять мужчина. Исходя из этого, они и не могут воспользоваться на практике той частью декретного отпуска, которая предусматривает уход за ребенком», – говорит Александрия.

Изменений в Трудовом кодексе наряду с Центром по изучению и мониторингу прав человека будут требовать и Объединенные профсоюзы. По словам Александрия, они, в свою очередь, хотят побороться за права трудоустроенных в частном секторе. Дело в том, что на сегодняшний день государство единовременно выплачивает 1000 лари на шестимесячный декретный отпуск всем трудоустроенным, независимо от того, работают они в частном или в государственном секторе. То есть примерно 170 лари в месяц, если разделить эту сумму на полгода. Однако на этом сходство в положении двух категорий трудоустроенных заканчивается. Если человек работает в госструктурах, то ежемесячно остальную часть его полной заработной платы выплачивает ведомство. На работников частного сектора это не распространяется: они получают лишь пособие в 1000 лари, остальное на совести самого нанимателя. Подобный подход, говорит Александрия, дискриминационный, потому что люди, которые работают и в государственном, и в частном секторе платят одинаковые налоги.

XS
SM
MD
LG