Accessibility links

Яго Качкачишвили: «Решение проблемы ТГУ – вопрос политической воли»


Профессор Тбилисского государственного университета, социолог Яго Качкачишвили
Профессор Тбилисского государственного университета, социолог Яго Качкачишвили

Волна студенческих протестов в Тбилисском государственном университете поднялась весной. Студенты, выступающие за реформу высшего образования, объединились в группу, получившую название от места, в котором они собирались для обсуждения своих идей, – «Аудитория 115». С одной стороны, им удалось многого добиться. Изначально эти студенты выступили против единственного кандидата на пост канцлера и добились своего: он снял свою кандидатуру. После этого в отставку подал и ректор ТГУ. Обещания провести реформу высшего образования и учесть при этом мнение самих студентов тогда слышались со всех сторон. Об этом говорили представители Минобразования и науки, говорил и премьер-министр. Впрочем, «Аудитория 115» продолжает протестовать. О событиях, происходящих в вузе, мы побеседовали с профессором Тбилисского государственного университета, социологом Яго Качкачишвили.

Анастасия Словинская: Батоно Яго, сегодня в университете снова неспокойно. «Аудитория 115» уже более недели, как заблокировала шестой корпус вуза, там приостановлен учебный процесс. Эту ситуацию непросто оценивать со стороны, извне. Скажите, что происходит с университетом?

Гость недели – Яго Качкачишвили
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:07 0:00
Скачать

Яго Качкачишвили: Протест студентов сейчас в этом конкретном случае, из-за чего они и заблокировали шестой корпус, связан с проблемой, которая не нова. Она связана со студенческим самоуправлением. Дело в том, что, согласно существующей модели, на стороне которой, если так можно выразиться, закон о высшем образовании, – единственный легитимный институт, который вправе (представлять) взгляды студентов, обеспечивать их участие в управлении вузом, их вовлеченность в студенческую жизнь, – это студенческое самоуправление. Это, по мнению студентов, которое я полностью разделяю, – дискриминационное обстоятельство, ненормальное обстоятельство, которое создает монопольный институт в ТГУ и не дает права другим студенческим группам на свой голос, на выражение своих взглядов.

Анастасия Словинская: Почему выступает против всего этого, собственно, само студенческое самоуправление, – это понятно. В то же время мы не раз слышали и от представителей Минобразования, и опять-таки от премьер-министра, что действующая модель студенческого самоуправления устарела и нуждается в изменениях. Неужели так сложно провести эти изменения?

Яго Качкачишвили: Это совершенно несложно. Нужна просто политическая воля. В первую очередь воля законодательной власти, я имею в виду парламент. Нужно внести законодательную инициативу. Это определенная процедура, и в ней нет никаких сложностей. Если и правда все вроде бы сходятся во мнении, что это ретроградный институт (студенческое самоуправление) – и в данном случае речь идет не только о ТГУ, а о всех вузах, потому что этот вопрос регулируется законом о высшем образовании, – то ничего, кроме политической воли, не требуется. Уверенность в том, что существующая модель студенческого самоуправления должна измениться, должна перерасти в действие. Но переход от настроения к действиям слишком затянули Минобразования, комитет образования и науки – словом, те ведомства, которые могут (инициировать) законодательные изменения и, соответственно, изменить существующую практику.

Анастасия Словинская: Это, в свою очередь, наводит на мысль, которую мы не раз слышали относительно того, что студенческое самоуправление, как правило, достаточно лояльно к любой действующей власти...

Яго Качкачишвили: Я согласен с вами полностью. Это подозрение, которое я сейчас не хочу усиливать, не хочу считать, что власть устраивает студенческое самоуправление в качестве проводника ее идей, в качестве институциональных щупалец в ТГУ и других вузах. Однако если этот процесс будет затягиваться и дальше, тогда это подозрение получит легитимную основу.

Анастасия Словинская: Одно из требований «Аудитории 115» – ввести систему внешнего реферирования, которая подразумевает оценку профессоров ТГУ на международном уровне. В свете этого требования я хотела бы спросить вас о настроениях профессуры вуза. Как они оценивают протест студентов?

Яго Качкачишвили: Вопрос внешнего реферирования – это очень важная проблема. Готовность ректората относительно положительного решения этого вопроса есть. И это очень хорошо. Что же касается университетской профессуры, – здесь довольно пестрые противоположные настроения. Разумеется, в университете существует не такая уж маленькая группа, которая будет выступать против принципа внешнего реферирования, потому что этот принцип предполагает внедрение абсолютно прозрачных однозначных стандартов и критериев, которые определяют содержание академической должности. У многих людей, которые занимают определенные академические должности, сегодня нет уверенности относительно того, что их статус сможет ответить этим стандартам. Принцип внешнего реферирования – это очень хорошо, но здесь главный вопрос стоит так: университет – а это есть одно из проявлений его автономности – должен сам разработать такие критерии, которые позволят адекватно оценить квалификацию академического персонала. Критерии сегодня в университете есть, но они недостаточно прозрачны, они не позволяют адекватно оценить квалификацию профессора. Не существует минимальных требований, которым должен соответствовать профессор, для того чтобы занимать эту должность. Есть только очень общие и расплывчатые определения.

Я один из тех, кто годами говорит об этой проблеме. Мы с группой профессоров разработали стандарты, необходимые для того, чтобы занять академическую должность. Я не раз проводил презентацию этих критериев и стандартов, в том числе и на (заседании) академического совета вуза, и на факультете и т.д. Вроде все соглашаются, но здесь такая же ситуация: в последний момент этот процесс стопорится и все остается по-прежнему. Сейчас этот вопрос был снова поднят, и я надеюсь, что эти критерии будут на этот раз рассмотрены. Это главное. А вопрос внешнего реферирования необходим в том смысле, что квалификацию академического персонала должен оценивать не только сам университет. В этот процесс должны быть вовлечены внешние эксперты, незаинтересованные, объективные – здесь я имею в виду иностранных специалистов. Я полагаю, что этот процесс сегодня наиболее важен для жизни университета.

Анастасия Словинская: Под конец, батоно Яго, я хотела бы снова вернуться к студентам. На мой взгляд, такая активность студентов сегодня – это что-то новое для вуза. Когда я училась в ТГУ – а возможно, и сейчас это в какой-то степени так и остается, – было много студентов, которые абсолютно индифферентны к такого рода вопросам. Которые приходят на лекции, получают свою долю знаний и идут домой. И в этом смысле «Аудитория 115» своими действиями уже, вероятно, сказала что-то новое. Насколько последовательны эти студенты в своем протесте, на ваш взгляд?

Яго Качкачишвили: Для университета это трагедия – маргинализация студентов, «Аудитории 115». И в этом процессе довольно значительную роль играют учащиеся, которые со стороны наблюдают за всем этим, которые неактивны и часто управляемы, к сожалению. Для меня, например, совершенно непонятно, даже больше – я считаю это возмутительным, что студенты факультета журналистики выступают против блокирования («Аудиторией 115») шестого корпуса и хотят, чтобы там проводились их лекции. Знаете, тот факт, что корпус блокирован – это мирная форма протеста, в которой, разумеется, нет ничего хорошего. Но нужно ведь брать в расчет контекст ситуации, суть акции, которая служит улучшению академической и студенческой жизни. Как можно протестовать против этого? Но, с другой стороны, я могу сказать, что «Аудитория 115» – это не малочисленная группа, которая состоит из студентов, ориентированных на прогресс, и в этом смысле их позицию разделяет множество людей, у них довольно большая армия сторонников.

XS
SM
MD
LG