Accessibility links

Ингурский мост и коррупция


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Абхазия преподнесла Грузии еще один, очередной сюрприз. В ответ на розовощекие заявления властей Тбилиси и многочисленных НПО абхазы упрямо продолжают гнуть свою линию. Смысл которой заключается в том, что «нам нет дела до ваших извинений, покаетесь – ну, вам же лучше, с чистой душой в ад пойдете, нет – вам же хуже».

Очередное нововведение предусматривает сокращение количества переходов на реке Ингури. Не буду детально описывать, о чем идет речь, так как эта тема достаточно освещена на «ЭК».

Интересно другое. Реакция сторон. Как всегда в таких случаях, складывается ощущение, что активно дискутирующие по этому поводу грузины родом с Марса, абхазы – с Венеры, а сама Абхазия находится где-то на Титане. Как будто ни грузины, ни абхазы не имели возможности понять, что к чему, и наконец осознать, что то, как выглядят вещи, написанные на бумаге, имеет мало общего с реальностью.

Ну, в самом деле, разве можно реально представить себе, что абхазское руководство на полном серьезе решит усложнить жизнь гальским грузинам до той степени, что они в конце концов махнут на все рукой и решат податься в беженцы? Кому это нужно?

Ведь мы же все понимаем, что никаких опасностей ни с какой точки зрения от Грузии в Абхазии уже давно никто не ждет. Конечно, можно сколько угодно говорить о диверсантах, о коварных грузинах-гражданах России, которые держат наготове миллионы для того, чтобы скупить всю абхазскую недвижимость. Но это ведь так, правила игры, ритуальные слова, которые нужно сказать не вполне всерьез, с полным пониманием того, что угроза со стороны Тбилиси – нулевая.

Ну а от гальцев, вечно забитых, покорных и не помышляющих ни о какой, даже самой скромной форме протеста – тем более. Гальский район – это место, где абхазская элита может зарабатывать вполне приличные деньги, при этом не стесняя себя никакими условностями. Захотят отобрать 20% урожая орехов – покорные и запуганные гальцы дадут 20%, захотят 60% – извольте получить, господин. Чаю вам не налить?

Что, в Сухуми дураки что ли сидят? Самим лишать себя такой халявы? Ради чего? Ради того, чтобы не допустить «угрозы национальной безопасности», которой и так нет?

Ах, да... Не могут забыть разговоры 10-летней давности о неких грузинских «партизанах». Так и представляю себе двухметровых грузинских терминаторов, взрывающих мосты, военные базы, склады с оружием, захватывающих заложников и отвлекающих на себя внимание лучших подразделений абхазских ВС.

На самом же деле речь идет о «партизанах», которые для приличия могли взорвать раз в два года какого-нибудь незначительного местного чинушу, а все остальное время плодотворно сотрудничали с абхазской стороной – контрабанда, ворованные машины и прочие обоюдополезные вещи. Ну и правильно... Как звучит основное правило партизанской борьбы во все времена? Наверное, «лучше торговать, чем воевать».

В конце концов, они так всех достали, что в один прекрасный день при «кровавом режиме», при ястребе Саакашвили их разогнали ко всем чертям.

Такая вот «угроза национальной безопасности»... Абхазская власть прекрасно, лучше нас с вами знает реальную ситуацию, но не может справиться с соблазном в очередной раз придумать что-то новое, какое-нибудь решение, которое вынудит несчастных, забитых гальцев в очередной раз ломать голову.

Впрочем, решений таких принято немало, а результат от них, по существу, один и тот же. Меняются правила игры на границе, меняются суммы, которые надо заплатить, но в конечном итоге желающий пройдет.

Не следует забывать, что в Абхазии на сегодняшний день функционирует российская система управления. Введение разного рода запретов, ограничений, регламентов, указаний и прочей бюрократической шелухи – для нее жизненная потребность. Это вроде постоянных напоминаний о том, что в метро нельзя прислоняться к двери, на кладбище нельзя сорить, железнодорожное полотно нельзя перебегать, вроде правил в гостинице о необходимости взять на первом этаже талон, на основании которого на 13-м этаже можно взять другой талон, на основании которого в столовой дадут талон на питание...

Не следует искать в этом глубокий смысл. Скорее всего, это просто привычка, образ жизни. Это как миллионер, который, попав во власть, начинает воровать еще более безудержно. Казалось бы, нет никакой необходимости, но... Привычка, однако.

Также и тут. Не может российская система управления прожить без всего этого – «запретить», «не пущать», «ограничить», «ваши документики, молодой человек», «у вас есть разрешение на проезд?», «в очередь, сукины дети, в очередь!» А еще усилить охрану постов, протянуть колючую проволоку, закрыть, забетонировать, замуровать, чтобы ни одна птичка без разрешения...

Но, как говорится, суровость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения. Еще более призрачны нормы законодательства в живущей по понятиям Абхазии.

Никакое ограничение числа постов на Ингури, по сути, ничего не изменит. Просто гальцы станут чуть-чуть беднее, а абхазские таможенники и российские пограничники – чуть-чуть богаче. Вот и все. Да и поборы с них наверняка будут щадящими. Никто не будет резать курицу, несущую яйца. «Золотые» – это, конечно, явно не про гальцев, но уж какие есть.

О том, что новое ограничение так же, как и многие другие, снова окажется имитацией, свидетельствует и то, что против транспортировки товаров из Грузии в Абхазии сказаны тысячи слов, затрачены сотни человеко-часов телевизионного и депутатско-правительственного времени, написаны километры статей. Приняты различные законы в духе «не пущать», «закрыть», «запретить»... Но... Спасает она, родная, братская, неизбывная... коррупция. Как говорится, «деньги, товарищи, еще никто не отменял».

Товар как шел, так и идет. За взятку. В ночное время. В определенных местах перехода. Каждая собака знает, что грузопоток реально не сокращается. Значит, его сокращение никому не нужно. В этом полулегальном бизнесе грузины тесно сотрудничают с абхазами. Горячие и пылкие возражения тех, кого до кормушки не допустили, уходят в песок. В конце концов, война войной, а обед по расписанию.

Да и какая к черту война. Прошло почти 24 года. Слишком много времени для того, чтобы живущий по понятиям абхазский чиновник мог отказаться от такого выгодного сотрудничества.

Так что гальцам по большому счету опасаться нечего. Их немного помурыжат, а потом все вернется на свои места... Как это было уже не раз.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG