Accessibility links

Про поезд в Рашке, «историческую победу» Баку и «кипрскую модель»


Недавно в Тбилиси вдруг стали бурно обсуждать «кипрскую модель» объединения
Недавно в Тбилиси вдруг стали бурно обсуждать «кипрскую модель» объединения

В последние дни как-то одновременно с разных сторон слетелись новости, касающиеся, скажем так, «сепаратистских регионов», и вызванные ими рассуждения аналитиков на тему, что с ними будет дальше.

В субботу 14 января косовары отказались пропускать пассажирский поезд, следовавший из Белграда в Косовска-Митровицу впервые с 1999 года, угрожая использовать свои спецподразделения. Из-за угрозы безопасности поезд остановился в городе Рашка с населением менее семи тысяч человек – на последней станции перед территорией Республики Косово. Через несколько часов ожидания в воскресенье утром он вернулся в Белград. Из доступной мне информации так и не смог уяснить, было ли все дело в том, поезд следовал с флагом Сербии и надписью «Косово – это Сербия», или же возобновление спустя почти двадцать лет этого железнодорожного маршрута вообще не было согласовано с властями Приштины.

Этот инцидент повлек за собой обострение отношений между Сербией и властями частично признанной Республики Косово. После заседания Совета по национальной безопасности президент Сербии Томислав Николич заявил журналистам, что Белград направит войска в Косово в случае, если для проживающего там сербского населения возникнет угроза со стороны албанцев. «Хотя мы старались не показать этого, вчера мы были на грани столкновения», – сказал сербский лидер и пригрозил, что в ответ Сербия не пропустит через свою территорию ни одного албанца, которые тысячами пересекают страну на автобусах по пути в страны ЕС. И предупредил, что следующая албанская провокация закончится плохо: «Мы не хотим столкновения, но вынуждены будем поступать не так, как хочется, а так, как должны». Глава правительства Республики Косово Иса Мустафа на своей странице в Facebook отреагировал: «Косовские сербы – равноправные граждане нашей республики. Им не требуются защита Белграда и стены, которые бы их отделяли от остальных граждан, потому что они не находятся в опасности и им ничего не угрожает».

Про поезд в Рашке, «историческую победу» Баку и «кипрскую модель»
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:12 0:00
Скачать

Если попытаться экстраполировать данную ситуацию, возникшую на Балканском полуострове, на грузино-абхазские отношения (населенный сербами район Митровицы тут можно сравнить с Гальским районом Абхазии), то мы, конечно, первым делом вспомним, что подобного в нашем случае не могло возникнуть, как говорится, по техническим причинам: железнодорожный мост через реку Ингур, взорванный 14 августа 1992 года, почти четверть века назад, не восстановлен по сию пору, плюс вплоть до Очамчыры на территории Абхазии пути разобраны. Но если чисто теоретически представить себе подобный белградскому поезд из Тбилиси с надписью «Абхазия – это Грузия» и грузинским флагом над локомотивом, то он, конечно, тоже не пошел бы дальше станции Ингири на левом берегу реки. Так что слово «провокация», с точки зрения «сепаратистов», будь то абхазы, южные осетины или косовары, применима как раз к тем, кто снаряжал этот поезд в дорогу.

Впрочем, хорошо известно, что в международной политике не все так просто и прямолинейно. В частности, никем не произносится вслух, но часто подразумевается, что есть сепаратисты «наши» и «не наши». Вот почему в Абхазии, находящейся в российском информационном пространстве, большинство воспринимает именно сербов в качестве своих, а в Косово, ориентированном на Запад, для большинства косоваров гораздо ближе интересы Тбилиси, чем Сухума и Цхинвала (если, разумеется, они вообще интересуются нашими проблемами). У абхазов ко всему прочему, мне кажется, примешивается и определенное чувство обиды в связи с тем, что официальная Приштина признана большинством государств – членов ООН, а официальный Сухум – только шестью (и то с некоторыми тихоокеанскими не все понятно). И это несмотря на то, что Абхазия провозгласила независимость почти десятилетием раньше и что она является для абхазов единственной родиной.

Любопытный момент: президент Сербии заявил, что инцидент с поездом является «судорогами уходящей американской администрации». И вот тут возникает предположение: не связано ли это обострение с ожиданиями прихода в Белый дом в Вашингтоне новой администрации? Дональд Трамп, инаугурация которого состоится в предстоящую пятницу, настроен на то, чтобы «договориться с Россией», и это вызвало обсуждение массы вариантов новой геополитической реальности в мире. Вот и замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров, комментируя в публикации «Косово на грани новой войны» в российском издании «Свободная пресса» ситуацию с «вернувшимся поездом», говорит:

«Я склоняюсь к тому, что со временем мировому сообществу, конечно, придется признать те изменения границ в Европе, которые произошли в последние десятилетия самовольно. Это касается и Косово, и Абхазии, и Южной Осетии, возможно, даже Нагорного Карабаха и Приднестровья. Нужна новая международная конференция, «Хельсинки-2», которая зафиксирует нерушимость новых границ и уточнит правила их изменения».

По мнению эксперта, мировые лидеры должны в конце концов разрешить эту правовую коллизию, где в противоречие вступили два принципа – нерушимости границ и права народов на самоопределение.

Согласен, должны. Но очень уж, мне кажется, это трудноподъемная задача. Представьте, сколько протестов вызвал бы такой «компромисс» во многих столицах! Тут всегда проще «оставить все как есть». Ну, как, скажем, с телом Ленина в мавзолее – лежит себе и лежит. Как говорится, не буди лихо...

Какой, например, выброс негативных эмоций и дипломатической активности вызвало в Баку столь, казалось бы, малозначительное событие, как участие команды «С хлебом и солью» из Нагорно-Карабахской Республики в 28-м международном фестивале «КиВиН-2017» в Сочи (проходящем с 10 по 23 января)! Представитель кавэнщиков из НКР Георгий Аветисян отметил, что они «играют в КВН ради, а не назло». «В азербайджанских СМИ, – пишет он на своей странице в Facebook, – появилась информация о том, что мы якобы не были допущены к выступлению, называя это победой своих министерств. Единственное, что хотелось бы сказать по этому поводу, то, что, если им так легче будет жить, пусть считают так». На самом деле, по его словам, команда КВН «С хлебом и солью» из Степанакерта 13 января выступила в первом туре фестиваля, в котором на отборочном этапе участвовало около 500 команд, и получила «повышенный рейтинг», но не прошла во второй тур.

Председатель комиссии по поддержке молодежных инициатив ОП России, член команды КВН РУДН Сангаджи Тарбаев так высказался по этому поводу в СМИ:

«КВН – это немножко другой мир. И мне кажется, что с точки зрения закона и международного права о признании или непризнании республик лучше спрашивать у официальных органов. А если говорить о самом КВН, то там никогда не было различий между какими-то государствами. Отношение к командам носит индивидуальный характер. У нас в клубе всегда была команда «Нарты из Абхазии», и это несмотря на то, что Абхазию тоже не признает большое количество стран. И это никогда не было камнем преткновения».

Мой коллега на «Эхе Кавказа» Тенгиз Аблотиа, между тем, в своем позавчерашнем блоге поставил в пример властям Грузии официальный Баку, благодаря, по-видимому, твердой позиции которого «с соревнований КВН в Сочи была снята сборная Нагорного Карабаха». И напомнил, что в свое время, несмотря на гневные письма грузинского МИДа, в КВН, причем еще даже до признания Россией независимости Абхазии, играла команда «Нарты из Абхазии».

Дополню, что она не только выступала там, но и стала лет десять назад чемпионом Высшей лиги, разделив первое место с командой из Москвы. Что касается политики России на Южном Кавказе, то дело тут не только и не столько, мне кажется, в том, что Москва в текущем веке уважительнее и сдержаннее строит отношения с Баку, чем с Тбилиси. Не надо забывать, что с НКР Россия не имеет общей границы и не патронирует ее, как Абхазию и Южную Осетию. У Степанакерта свой патрон – Республика Армения, которая, впрочем, так и не признала ее. Да, Россия, в свою очередь, по исторической традиции поддерживает Армению, как поддерживает ее и мощная армянская диаспора в западных странах. Так или иначе, но НКР всегда была «особой статьей» и не вошла в 2006 в «Содружество за демократию и права народов», созданное Абхазией, РЮО и ПМР.

А еще недавно в Тбилиси вдруг стали бурно обсуждать «кипрскую модель» объединения. По словам кавказоведа Георгия Канашвили, на Кипре развиваются очень интересные для Грузии события. Он считает, что, если «Грузия сможет стать демократической, экономически привлекательной и развитой, возможно, сепаратисты изменят свое отношение к идее общего государства».

Какие старые слова... Вообще-то разговоры о возможном объединении южной (греческой) и северной (турецкой) частей Кипра возникали уже не раз. И столько же раз затихали. Впрочем, это дело самих киприотов. Если они посчитают, что им стоит попытаться снова жить в составе одного государства, то почему бы и нет. За эту идею в данном случае география, то есть островное положение двух государств, и экономические выгоды объединения. Но и тут возникает немало подводных камней.

Так же, как, допустим, и в вопросе объединения Молдавии и ПМР. А ведь доходит порой до смешного: стоило стать молдавским президентом «проросийскому» Додону, как иным экспертам привиделось, что Тирасполь тут же бросится в объятия Кишинева...

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG