Accessibility links

Закон суров, но без криминала


Уча Нануашвили рекомендует ввести льготный налоговый режим для предпринимателей, работающих на оккупированных территориях
Уча Нануашвили рекомендует ввести льготный налоговый режим для предпринимателей, работающих на оккупированных территориях

Народный защитник Грузии Уча Нануашвили выступил с рекомендацией о внесении поправок в закон об оккупированных территориях. Речь идет об отмене уголовной ответственности для лиц, посетивших самопровозглашенные Абхазию и Южную Осетию без ведома грузинских властей. Этот вопрос поднимался еще парламентом прошлого созыва, однако тогда проект законодательных изменений прошел только первое слушание.

Административная ответственность вместо уголовной – «Закон об оккупированных территориях», принятый Грузией после августовской войны 2008 года, вновь в центре внимания. Народный защитник Уча Нануашвили выступил с рекомендацией – снизить строгость наказания за посещение территорий Абхазии и Южной Осетии, а точнее, убрать из закона уголовную составляющую:

«Закон должен быть направлен только против оккупации и оккупантов. От ограничений, предусмотренных этим законом, в первую очередь страдает население, проживающее на территории, прилегающей к линии оккупации. Подобные законы действуют во многих странах мира, но там есть очень детальные специальные записи для того, чтобы права населения были защищены. На российских политиков может распространяться другое правило. Для этого есть другие механизмы помимо закона. Думаю, работа должна пойти именно в этом направлении».

Закон суров, но без криминала
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:52 0:00
Скачать

При этом Нануашвили рекомендует ввести льготный налоговый режим для предпринимателей, работающих на оккупированных территориях. Речь в первую очередь идет о жителях районов, прилегающих к разделительной линии. К примеру, занимающихся продажей фундука из Гальского района.

В руководстве страны к рекомендациям пообещали прислушаться. Но от подробных комментариев отказались. Замглавы МИДа Давид Залкалиани был краток:

«Скорее всего, дискуссия по этому вопросу продолжится. В процесс будут включены все ведомства, а также парламентские комитеты».

В парламенте этот вопрос поднимался уже не раз депутатами прошлого созыва и нынешнего. В частности, в ноябре прошлого года тема изменения «Закона об оккупации» вызвала острую полемику между правящей «Грузинской мечтой» и оппозицией.

С тем, что изменения, предложенные Народным защитником, необходимы, согласны некоторые представители экспертного сообщества. Директор организации «Кавказский дом» Георгий Канашвили надеется, что руководство страны сделает смелый шаг в этом направлении:

«Думаю, в вопросе перемещения будут сняты все ограничения. Там, где на законодательном и политическом уровне наблюдается более либеральный подход, примирение на человеческом уровне и решение политических вопросов впоследствии протекает гораздо легче, чем там, где позиции сторон очень жесткие».

С такой позицией согласны не все. Часть экспертов считают, что учет этих рекомендаций в интересах лишь одной стороны – России, которая старается легализовать бизнес на территориях, неподконтрольных официальному Тбилиси, и сделать так, чтобы российские граждане не несли ответственность за посещение Абхазии и Южной Осетии. По мнению представителя коалиции «За права беженцев» Зураба Бендианишвили, смягчение закона не в интересах Грузии:

«Я буду приветствовать все, что касается роста ответственности правительства Грузии в сфере защиты прав человека на оккупированных территориях, а также углубления экономического сотрудничества. Что же касается снятия ответственности с лиц, систематически осуществляющих подобные перемещения, мне кажется, что это направлено против наших интересов. Так как в основном это российские военные, политики, сотрудники спецслужб и те бизнесмены, которые пытаются вырвать эти два региона из грузинского пространства. Так что я не считаю упрощение режима для них оправданным».

Эксперты также отмечают, что действующее сегодня законодательство не предусматривает априори уголовную ответственность за въезд на оккупированные территории не через контролируемые Тбилиси пункты пропуска. Согласно закону, суд имеет право вместо пресечения свободы применить штраф. Что и делается в большинстве случаев. А любой шаг, который ослабит существующую правовую норму, будет на руку российской политической элите, которая сейчас не может безнаказанно посещать Грузию.

Что же касается льготных условий для бизнесменов, послабления, по мнению противников предложений омбудсмена, могут быть задействованы, только если бизнес будет зарегистрирован по грузинскому законодательству. В противном случае это может вызвать легализацию действующих в Абхазии и Южной Осетии российских компаний и увеличение их количества в будущем. А учитывая то, что Тбилиси не может осуществлять контроль над деятельностью предприятий на этих территориях, подобное послабление лишь спровоцирует возникновение теневой экономики.

XS
SM
MD
LG