Accessibility links

Звиад Коридзе: «ОВГ реформирует менеджмент с политическим оттенком»


Медиаэксперт и журналист Звиад Коридзе
Медиаэксперт и журналист Звиад Коридзе

ПРАГА---Реформа телевидения с последующим протестом. Что происходит на Общественном вещателе Грузии – бизнес-оптимизация или политическое недружественное поглощение, и чем может обернуться противостояние на телевидении? Все это мы сегодня попытаемся понять в рубрике «Гость недели», которым будет медиаэксперт и журналист Звиад Коридзе.

Вадим Дубнов: Звиад, все, что происходит на Общественном вещателе, заявлено как реформа. Ну, в общем, все это вызывает много вопросов, как я понимаю. Это действительно реформа? Ведь действительно ОВГ не стал грузинским Би-Би-Си ни по статусу, ни, как говорят профессионалы, по своему уровню, и канал, как многие считают, нуждался в неком реформировании. Или под этим видом мы действительно имеем какой-то политический рейдерский захват?

Звиад Коридзе: Естественно, реформа на Общественном вещателе обязательна, и обязательна в том плане, что вещателем должна быть завоевана большая аудитория. Программы, которые они делают, рассчитаны для разных слоев населения, общественных групп и т.д., естественно, эти группы должны быть вовлечены в жизнь Общественного вещателя. Для этого, естественно, там нужна реформа. Но то, что предлагает новый менеджмент Общественного вещателя, – как раз это и есть такой риторический вопрос: то, что они предлагают, это реформа или нет, потому что они предлагают сроком на один год, т.е. до следующего нового года, закрыть все программы на Общественном вещателе – и на радио, и на телевидении, и даже в онлайн, кроме информационной программы «Моамбе». Это означает, что в течение этого года и так не прикованный к Общественному вещателю зритель перестанет вообще смотреть этот канал, тем самым мы можем потерять и ту зрительную аудиторию, которая сейчас есть.

Гость недели – Звиад Коридзе
please wait

No media source currently available

0:00 0:12:14 0:00
Скачать

Да, они говорят, что рейтинг очень низкий, но это, по сути, неточный подход, потому что нигде в мире для сети программ Общественного вещателя не исходят из принципа рейтинга, потому что здесь главное не рейтинг, а то, что программы, которые они делают для целевых групп, нашли того зрителя, для которого они и сделаны. Это отличает Общественный вещатель от частного, а новый менеджмент предлагает как раз тот подход, что телеканал должен соревноваться с коммерческими каналами именно за рейтинги.

Вадим Дубнов: Понятно, но вас самого ведь не устраивает уровень существующего телевидения, и передачи действительно очень низкорейтинговые…

Звиад Коридзе: Мы должны по-другому посмотреть на это. Во-первых, рейтинг отдельных программ низкий из-за того, что Общественный вещатель не распространяется на территорию всей страны. Вот это проблема. Насколько я знаю из разных исследований, которые были проведены на эту тему, где-то 49-51% территории Грузии не получают сигнал Общественного вещателя. Это очень большая цифра. Второе: те цифры, которыми измеряются сейчас в Грузии рейтинги разных телепрограмм, – они в основном размещены в больших городах, а что касается больших городов, то может быть этот рейтинг нормальным или нет, об этом тоже надо еще поспорить. Не измеряется рейтинг в маленьких городах и селах, а в провинциях Грузии проживает примерно 53-54% населения, и это, я считаю, очень большая цифра для того, чтобы там мы реально получили информацию о рейтинге.

Третье: то, как относится и относился бывший и нынешний менеджмент к промоутингу таких программ, которые они делают. Реально на Общественном вещателе сегодня есть такие программы, которые любят, ждут и смотрят зрители. Эти программы должны получать больше поддержки, чтобы, во-первых, их визуальная сторона стала более привлекательной, и, во-вторых, чтобы промоутинг таких программ стал интенсивным, а ведь так становятся программы рейтинговыми, и об этом должен думать менеджмент, а не о том, чтобы закрыть такие программы. Закрыть канал – это не менеджмент.

Вадим Дубнов: Звиад, но хорошего опыта создания общественного телевидения уж на постсоветском пространстве точно нет. Я знаю, что в России это тоже не очень-то получилось, и вообще, Би-Би-Си остается таким уникальным экспериментом в этом смысле. Что нужно делать для того, чтобы без конкуренции в таких обстоятельствах делать действительно конкурентоспособные передачи и, вообще, продукт?

Звиад Коридзе: Что касается подхода, что общественный канал должен быть конкурентоспособным… Конкурентоспособным по отношению к кому? Это раз…

Вадим Дубнов: Чтобы его смотрели…

Звиад Коридзе: Второе, что Общественный вещатель – это такая бездонная яма, в которую мы должны вкладывать огромные деньги, и в итоге ничего не получим. Это, я думаю, очень постсоветская матрица, потому что мы видим, не говоря сейчас о Би-Би-Си, об Общественных вещателях Норвегии или Финляндии, – посмотрим, как развивается, допустим, Общественный вещатель в той же Чехии или Эстонии. Т.е. в тех странах, где есть большой ресурс и большое желание развивать демократичное общество, Общественный вещатель развивается. А в тех странах, в которых Общественный вещатель со своим демократическим настроем мешает плюралистическому развитию общества и политической системы, там как раз те люди хотят завладеть рулями Общественного вещателя.

Сегодняшний менеджмент, к сожалению, так или иначе, все-таки пришел с политическими оттенками к руководству Общественного вещателя, и об этом очень много спорили в Грузии. Как раз встает вопрос: с кем должен конкурировать Общественный вещатель? И второе: очень часто говорят о том, что надо приватизировать этот канал, и они всегда делают ставку на матрицу ОРТ, но ОРТ – это не Общественный вещатель. К сожалению, такие матрицы становятся очень популярными на территории бывшего Советского Союза, исключая балтийские страны.

Вадим Дубнов: Звиад, вы, насколько я знаю, достаточно скептически относились не только к менеджменту, но и попечительскому совету, который вы тоже подозревали в политической ангажированности. А есть ли действительно опасность того, что нынешний политический режим или какой-либо другой в рамках такой матрицы может подмять под себя все грузинское телевидение – не только Общественный вещатель, который является частью той системы, о которой мы говорим?

Звиад Коридзе: Состояние в общем медийном пространстве в Грузии не дает положительных импульсов к тому, чтобы сказать, что сейчас мы имеем хорошую возможность закрыть Общественный вещатель на год. Потому что сегодня у нас как-то сужается этот плюралистический рынок медиа, и они становятся однобоким. Остается только «Рустави 2», и пока мы не знаем, как закончится дело в суде по отношению к собственности этого канала. Что касается других общенациональных каналов, то все объединились под колпаком телекомпании «Имеди», и это очень четко выраженный проправительственный канал. И в это время менеджмент Общественного вещателя нам говорит, что надо закрыть канал. Пожалуйста, закрывайте канал, но в надежде на что? Т.е. мы оставляем надежды на информированность и подкрепление нашего общества на те каналы, которые прикованы к правительству, или тот канал, который сейчас находится в состоянии судебного разбирательства?

Мы должны еще посмотреть на то, какие политические и общественные процессы будут в Грузии в течение этого года, а это год местных выборов, конституционной реформы. Мы все знаем, что еще работает конституционная комиссия, и они очень серьезно хотят менять политическую систему страны. Мы сейчас говорим на эту тему, а с сегодняшнего дня в парламенте Грузии начались обсуждения свода законопроектов о прослушивании – это очень важная тема. И не об этой злободневной проблеме мы должны говорить – какого монстра создает парламент для регулирования прослушивания в стране, – а о том, что нам нужен общественный канал, который, конечно, нужен обществу.

XS
SM
MD
LG