Accessibility links

Феномен академика Лапина


Борис Лапин подарил Раулю Хаджимба свою книгу и сказал на прощание: «Вы мне очень понравились»
Борис Лапин подарил Раулю Хаджимба свою книгу и сказал на прощание: «Вы мне очень понравились»

Сегодня президент Абхазии Рауль Хаджимба принял академика Российской академии медицинских наук, немецкой академии «Леопольдина», Международной академии астронавтики, члена многих других зарубежных академий и научных обществ Бориса Аркадьевича Лапина.

Уже одно только перечисление его званий и регалий, а также то, что он участник Великой Отечественной войны, наводит на мысль, что это «человек-легенда». Но парадоксальность ситуации в том, что об этом ученом, который с 1958 по 1991 год возглавлял Научно-исследовательский институт экспериментальной патологии и терапии Академии медицинских наук СССР в столице Абхазии со знаменитым Сухумским питомником обезьян, те жители Абхазии, которым меньше сорока лет, в лучшем случае лишь «что-то слышали».

Ну, что сказать... Он возглавил этот институт, когда я еще не пошел в школу. А все советские годы, когда я работал в абхазской журналистике, он, помимо прочего, был членом бюро абхазского обкома партии. Тогда публикацию про любое мероприятие, на котором присутствовали члены и кандидаты в члены этого бюро, надо было обязательно завершать перечислением их фамилий, вот почему данный список я знал, как говорится, как «Отче наш». Ведь пропуск в газете хоть одного присутствовавшего из этого списка карался нещадно. Фамилию «Лапин» было запомнить проще всего, поскольку менялись партийные функционеры, представители в бюро других слоев общества, а вот он, «гордость абхазской науки», присутствовал в его составе неизменно.

Феномен академика Лапина
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:39 0:00
Скачать

Думаю, что Борис Аркадьевич обладал недюжинным политическим чутьем. Ибо в канун распада СССР он очень точно прочувствовал, в какие катастрофические условия может погрузить этот распад работу института, которому он посвятил всю свою жизнь, и организовал тогда на правом, российском берегу реки Псоу, в селе Веселом, отпочковавшееся от этого института научное учреждение. Там тоже работает питомник обезьян, а в учреждении этом трудится много перебравшихся туда вместе с Лапиным сухумских ученых. Самого Бориса Аркадьевича в августе прошлого года чествовали в связи с 95-летием со дня рождения. Но феномен Лапина, конечно, не в том, что он дожил до столь почтенного возраста, на свете есть много долгожителей и постарше, а в том, что он по сию пору возглавляет этот НИИ – медицинской приматологии РАМН.

...На третий этаж здания администрации президента Абхазии мы поднимались сегодня вчетвером – Борис Аркадьевич, нынешний директор Сухумского ИЭПиТ Академии наук Абхазии Зураб Ясонович Миквабия, сотрудница газеты «Республика Абхазия» Лилиана Михайловна Яковлева и я. Вспомнили и о крокодиле, который жил тогда в террариуме в кабинете Лапина в ИЭПиТе и однажды ночью ухитрился сбежать... Лилиана Михайловна успела рассказать мне по дороге, как ездила в Веселое в прошлом году на юбилей Лапина и спросила его: «Вы помните меня?» «Ну, конечно, Лилечка», – ответил он.

Борис Аркадьевич, невысокий пожилой человек с палочкой, поднимался по лестнице, конечно, медленно. Но вот мы с присоединившимися многочисленными журналистами из других СМИ расположились в кабинете президента, и Лапин начал говорить так четко и живо, в деталях, словно и не шел ему 96-й год. Вспоминал, например, о том, как в 1956 году, когда он был замдиректора института по научной части (тогда учреждение называлось медико-биологической станцией), к ним приезжали американские медики во главе с личным врачом президента США Эйзенхауэра, как всем интересовались, вплоть до конструкции замков на клетках обезьян. Потом в США было построено семь приматологических центров, а сухумских ученых там называли своими учителями.

Детально вспоминал Борис Аркадьевич и о начале грузино-абхазской войны:

«Я был на конгрессе в Страсбурге, во Франции. Готовился в гостинице к своему докладу, и был включен телевизор. Звука не было, но была картинка мелькавшая. Я поднял глаза – и вдруг вижу свой сухумский дом. Я думаю: не может этого быть, это что-то похожее... И тут вдруг неожиданно в панораму въехал танк. Я сразу включил звук. Си-эн-эн сообщает, что «грузинские войска вступили в Сухуми». И я понял, что мне надо немедленно уезжать. Я позвонил президенту конгресса, извинился и сказал, что я уезжаю. «Как, у вас завтра первый доклад!» Вот, я уехал. У меня хватило денег доехать на такси до Парижа. И – первым самолетом... билет у меня уже был оплачен, пришлось только переменить дату... улетел в Москву и позвонил в Сухум. Я говорю: «Что у вас за безобразие? Я приеду и наведу порядок». Мне сказали: «Ради Бога, не приезжайте, потому что вас ищет особый отдел грузинской армии как пособника абхазов. Вы, мол, уехали с ними в Гудауту... А я был во Франции в этот момент. И в течение года я не мог попасть в Сухум».

Борис Лапин рассказал, что это его третье посещение республики за послевоенное время. В самый трудный для Абхазии период он завозил сюда продукты питания – так называемую гуманитарку.

Рауль Хаджимба в свою очередь отметил, что он находится не в гостях, а у себя дома.

«Я рад вас видеть здесь, – сказал он. – Абхазия – ваш дом, в котором вы много сделали, приложили много усилий, чтобы состоялся этот институт, в котором работало значительное количество известных людей. Сегодня институт продолжает дело, начатое вами. Не сомневаюсь, что, несмотря на все трудности, которые есть в Абхазии, мы будем работать над тем, чтобы институт жил и продолжал развиваться».

Борис Лапин напомнил об уникальности НИИЭПиТ, созданного в 1927 году, и высказал свои предложения по его развитию:

«На данный момент Сухумскому обезьяньему питомнику нужна помощь, необходимо его переоборудование. Очень значимо, что правительством Абхазии планируется финансирование Сухумского НИИЭПиТ».

Он обратился ко всем, кто когда-то имел отношение к институту:

«Важно внести свой вклад в развитие Сухумского обезьяньего питомника».

Этому научному учреждению исполняется ныне 90 лет.

Борис Лапин подарил Раулю Хаджимба свою книгу и сказал на прощание: «Вы мне очень понравились». А президент подарил академику именные наручные часы.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG