Accessibility links

Вопросы безопасности службы безопасности


Представители партии власти, посчитав, что открытые слушания могут нести угрозу национальной безопасности, попросили журналистов и правозащитников удалиться
Представители партии власти, посчитав, что открытые слушания могут нести угрозу национальной безопасности, попросили журналистов и правозащитников удалиться

Служба государственной безопасности Грузии отчиталась перед депутатами за 2016 год. В документе, представленном сегодня замначальника СГБ на объединенном заседании комитетов по обороне и безопасности, правам человека и юридическим вопросам, говорится о главных угрозах национальной безопасности Грузии и приоритетах спецслужб. Причем, несмотря на то, что текст доклада в свободном доступе, само заседание по настоянию парламентского большинства закрыли для прессы.

Выступление замначальника Службы государственной безопасности Грузии Александра Табатадзе перед депутатами трех парламентских комитетов не заладилось с самого начала. Причиной тому послужило решение представителей партии власти, посчитавших, что открытые слушания могут нести угрозу национальной безопасности. Несмотря на протесты оппозиции, «Грузинская мечта» воспользовалась численным преимуществом, заседание закрыли, журналистов и представителей гражданского сектора попросили удалиться.

Вопросы безопасности службы безопасности
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:28 0:00
Скачать

Впрочем, с письменной версией доклада мог ознакомиться любой желающий. Исходя из документа, наибольшую «экзистенциальную» угрозу Грузии несут российские воинские контингенты, развернутые в самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии. В числе других проблем на этих территориях – дискриминация грузинского населения, ограничение свободного передвижения и доступности образования, незаконное задержание местных жителей, а также процесс т.н. бордеризации. Все это вкупе с «незаконной разведывательной деятельностью иностранных государств», политикой «мягкой силы» и международным терроризмом, по мнению СГБ, – основной источник угроз, стоящих перед страной.

Комментируя свой доклад, Александр Табатадзе ничего более конкретного поведать не смог, ссылаясь на все ту же национальную безопасность:

«Для нейтрализации вышеперечисленного Служба государственной безопасности в постоянном режиме осуществляла наблюдение за деятельностью действующих в Грузии иностранных разведывательных служб. Также идет правовое преследование лиц, включенных в террористическую деятельность за пределами страны. По обвинению в сотрудничестве с террористами под уголовную ответственность были отданы лица, вернувшиеся в Грузию из Сирии и Ирака. В декабре было начато расследование по делу иностранных граждан, которые пытались создать в Грузии группировку, поддерживающую «Исламское государство».

Зато успел поспорить с бывшим депутатом Гиви Таргамадзе, который пытался узнать у замглавы СГБ, почему спецслужбы не заинтересовались делом о подрыве его автомобиля и не квалифицировали его как теракт. Ответ последнего, видимо, не удовлетворил. Гиви Таргамадзе перешел к обвинениям:

«Я нигде не могу получить ответ на вопрос, почему этому делу не присваивается квалификация теракта. И сегодня мне просто рассказали, кто расследует это дело, что я и так знал. Остается единственный ответ, что с большой вероятностью служба безопасности сама принимала участие в подготовке и осуществлении этого взрыва и именно поэтому она не расследует это дело».

А вот оппозиция обвинила правящую партию в намерении скрыть важную информацию от общества. Именно поэтому, считает представитель «Европейской Грузии» Серго Ратиани, «Грузинская мечта» закрыла заседание:

«Выгнали журналистов и неправительственные организации, хотя на самом деле ни о каких тайнах речи не шло. Раскрою вам одну тайну. Во время доклада и ответа на вопросы докладчик много раз снимал очки, кашлял, снова надевал очки, а потом говорил, что не сможет дать ответа на вопрос, так как это государственная тайна. Вот и все. Понятно, что самую большую опасность сегодня для граждан Грузии представляет Служба государственной безопасности. Самые большие проблемы в этом направлении. Они просто хотели спрятать руководство Службы безопасности от общества».

В правящей партии в ответ обвинили оппозицию в намерении устроить из слушаний политическое шоу. Как заявила глава юридического комитета Эка Беселия, по чьей инициативе и было закрыто заседание, исходя из специфики вопросов, регламент давал возможность закрыть заседание, а оппозиция ради политических очков готова пожертвовать безопасностью страны:

«Грузия не одна в этом мире, у нас большое количество недоброжелателей. И элементарная ответственность требует того, чтобы не устраивать маскарад перед камерами, не превращать слушание доклада, касающегося национальной безопасности, в шоу. А обсуждать те вопросы, которые касаются оккупированных территорий, террористической угрозы, «Исламского государства» и подобных тенденций. Такие вопросы не обсуждаются в прямом эфире, и вокруг них не устраиваются маскарады».

Впрочем, представители гражданского сектора с такой постановкой вопроса не согласны. По словам представительницы «Центра по изучению и мониторингу прав человека» Софо Вердзеули, доклад Службы безопасности был особенно интересен для правозащитников, потому что регулярно получать информацию от этого ведомства очень сложно и порой даже невозможно:

«Эта служба не отличается высоким уровнем прозрачности. В отдельных случаях, когда мы обращаемся к ним с целью получения информации, получаем отказ с тем мотивом, что большая часть информации засекречена, конфиденциальна. В этом направлении мы ведем правовую тяжбу со Службой государственной безопасности. Так что доклады ведомств, осуществляющих очень важные функции и обладающие рычагами ущемления прав человека, всегда особенно важны. Исходя из этого, очень жаль, что парламент не смог обеспечить формат, дающий заинтересованным группам возможность задать вопросы и получить полную информацию».

По мнению Вердзеули, сегодня в парламенте нет эффектного механизма надзора над Службой безопасности. И сегодняшнее слушание это лишь подтвердило. Заседание комитета, по словам правозащитницы, было закрыто по совершенно непонятной причине. Комитетские слушания не тот формат, в котором представитель Службы госбезопасности должен говорить о каких-то государственных тайнах. Если же такую информацию разглашать не собирались, то почему заинтересованным группам не дали возможности присутствовать на заседании? Исходя из этого, считает Вердзеули, очень важно создать эффективные формы общественного и парламентского надзора и контроля за СГБ.

XS
SM
MD
LG