Сегодня представители оппозиции и правозащитных НПО призвали власти не вмешиваться в редакционную политику «Рустави 2». Журналистам, которые объявили недоверие новому владельцу Кибару Халваши, сегодня экс-министр обороны Ираклий Окруашвили пообещал передать 80% активов телекомпании. Окруашвили намерен доказать в суде, что в 2004 году на самом деле компанию купил он, а Халваши был номинальной фигурой.
«По поводу страсбургского решения, вы празднуете уход Ники Гварамия?» – спросила корреспондент «Рустави 2» премьер-министра Мамуку Бахтадзе. Он вышел пообщаться с журналистами после проводов грузинской делегации на летний молодежный олимпийский фестиваль в Баку. Премьер-министр, видимо, оставаясь на волне спортивной темы, ответил, что празднуют обычно другое, например, победу грузинских спортсменов или успех представителей культуры:
«Всем народом будем праздновать, когда победим две самые острые проблемы: оккупацию и бедность».
Бахтадзе так и не произнес имя бывшего гендиректора «Рустави 2» Гварамия, но охотно прокомментировал решение ЕСПЧ не только по делу «Рустави 2». Страсбургский суд накануне, помимо решения по «Рустави 2», огласил свое решение еще по двум делам: Вазагашвили, убитого в 2006 году в ходе спецоперации, и Гогаладзе, подвергшегося пыткам со стороны полицейских после его задержания в 2008 году. В ЕСПЧ установили, что в обоих случаях грубо были попраны права человека. Все три дела относятся ко времени правления третьего президента Михаила Саакашвили.
«Это (вердикты ЕСПЧ) еще одно подтверждение того, что при режиме «Нацдвижения» и Саакашвили у нас не было правового государства, имели место убийства, лишения людей права на жизнь и собственность. Что же касается дела «Рустави 2», ни в одном эпизоде не было выявлено нарушений».
Потому что, пояснил премьер-министр, это справедливое решение принималось судом при правлении «Грузинской мечты». А возмущение представителей «Нацдвижения» и аффилированных с ним партий – «демонстрация псевдодемократии».
К ним следует относить, следуя оценке премьер-министра, и Нику Гварамия.
«Вы пришли, чтобы разрушить демократию», – обратился накануне Гварамия к новому гендиректору Паате Салия, когда он вечером пришел в здание телекомпании. Салия хотел встретиться с представителями менеджмента, но получил ответ, что рабочий день финансового отдела уже завершен.
Сегодня бывший гендиректор Гварамия в офис не приходил. Еще накануне Гварамия заявил, что он, как и другие, уже бывшие владельцы, намерен продолжить борьбу и готовится обратиться в высшую инстанцию ЕСПЧ – Большую палату.
Новый же гендиректор Паата Салия утром познакомился с финансовым директором телекомпании и отделом кадров.
«Журналистов и редакционную политику я не буду трогать», – заявил новый руководитель «Рустави 2».
Но в эти обещания мало кто верит. Журналисты телекомпании еще накануне потребовали от нового руководства оформить с ними двухгодичные контракты в качестве гарантии, что их не уволят. О важности сохранения редакционной политики и защиты профессиональных прав журналистов говорят правозащитники. Более пятнадцати НПО в совместном заявлении обратились к властям и новому владельцу обеспечить в медиа плюрализм и не влиять на стиль вещания телекомпании, говорит представитель грузинского филиала Transparency International Мамука Андгуладзе:
«Мы исходим из порочной практики новейшей истории Грузии. Когда менялись владельцы, и после этого оппозиционные телекомпании становились лояльными к властям. Мы знаем, какая редакционная политика была на протяжении этих лет у «Рустави 2» – эта политика не должна измениться. У нас очень поляризованная и политическая атмосфера в медиасреде, это большой вызов для нашей хрупкой демократии».
По словам Мамуки Андгуладзе, с учетом приближающихся парламентских выборов в 2020-м значение оппозиционного телеканала в разы увеличивается. Правозащитники также советуют властям не обольщаться тем, что Страсбург оставил в силе решение грузинского суда. По их оценкам, это вовсе не означает, что в судебной системе нет серьезных проблем.
До сегодняшнего дня «Рустави 2» остается единственным оппозиционным вещателем национального масштаба. Это и вызывало недовольство правящей «Грузинской мечты» и его лидера Бидзины Иванишвили, который часто обрушивался с критикой на оппозиционный телеканал. Многие его изречения по этому вопросу становились мемами. В том числе и сказанное Бидзиной Иванишвили в октябре прошлого года:
«Если сегодня выключить «Рустави 2», вы не увидите ничего, кроме подъема и строительства страны».
Помочь «Рустави 2» в борьбе с Иванишвили сегодня вызвался и бывший министр обороны, лидер партии «Победоносная Грузия» Ираклий Окруашвили. Он даже пообещал журналистам 80% активов телекомпании. По утверждению Окруашвили, Кибар Халваши – номинальный владелец «Рустави 2», и в 2004-м телекомпанию на самом деле купил Окруашвили. Бывший министр заявляет, что у него есть документ, в котором бизнесмен Халваши своей подписью подтверждает, что действует от имени Окруашвили. Адвокат Халваши и гендиректор «Рустави 2» Паата Салия заявил, что это соглашение липовое, поскольку подпись Халваши поддельная. Имеются у адвоката Халваши к Окруашвили и другие вопросы:
«Когда это было? В 2004 году? Где Окруашвили тогда был? Откуда у него тогда, должностного лица, были такие деньги? Есть его декларации, как он дал Халваши семь миллионов (долларов США)? Он должен это объяснить».
Тем не менее сегодня адвокат Окруашвили обратился в суд с требованием об аресте активов «Рустави 2». А на следующей неделе он намерен внести иск с требованием признать Ираклия Окруашвили законным владельцем «Рустави 2».
Не будет «Рустави 2», будет «Рустави 3» и политическая борьба против правления Бидзины Иванишвили – таков был общий посыл представителей оппозиции. На совместном брифинге девяти оппозиционных партий депутат от «Европейской Грузии», бывший журналист «Рустави 2» Ирма Надирашвили заявила:
«Мы, оппозиция, сделаем все, чтобы не сменилась редакционная политика «Рустави 2», и если это все равно удастся Бидзине Иванишвили, мы сделаем так, что это ему обойдется очень большой политической ценой. Как бы ни завершилось все это – Бидзина Иванишвили, который оккупировал «Рустави 2», в 2020-м обязательно уйдет».
О своей поддержке в защите свободы слова и плюрализма в Грузии говорится в сегодняшнем заявлении посольства США в Тбилиси.
«Мы призываем, чтобы решение суда по делу «Рустави 2» исполнялось справедливо, без политизации и с сохранением свободы самовыражения СМИ», – говорится в заявлении посольства США в Грузии.