Accessibility links

«Мы не позволим Бидзине Иванишвили приклеивать нам ярлыки»


Акция против принятия закона об иноагентах у здания парламента Грузии
Акция против принятия закона об иноагентах у здания парламента Грузии

Почему гражданский сектор и СМИ выступают против закона об иноагентах? Какую опасность он в себе таит? И что кроется за решением властей вновь инициировать этот законопроект? Отвечают представители НПО и независимые журналисты.

Леван Авалишвили, директор программ Института развития свободы информации (IDFI):

«Как в прошлом году, так и в этом мы выступаем против [законопроекта «О прозрачности иностранного влияния»]. С переменой названия содержание не меняется. Закон в целом ограничивает права людей, и в таком виде он не действует ни в одной стране ЕС. Страна объявила, что следует европейскому курсу, и в то же время [власти] всячески противятся европейским принципам. Об этом сегодня однозначно заявили в ЕС, призвали власти не предпринимать такой шаг и следовать обещанию, данному в прошлом году [после отзыва законопроекта].

Этот закон – российский, он ставит целью окрестить НПО проводниками зарубежных интересов, а не защитниками интересов этой страны

Думаю, все очень ясно: это репрессивный механизм против неправительственного сектора, той его части, который независим от госфинансов, который ставит целью приклеить ему ярлык так называемого агента. И не имеет значения, будут его называть представителем, проводником зарубежных интересов или агентом. Это одно и то же. Этот механизм распространяется только на НПО и СМИ, и это по стандартам правосудия ЕС и оценкам ОБСЕ/БДИПЧ — дискриминационный подход. Почему этот закон должен распространяться только на некоммерческий сектор, который финансируется из-за рубежа, и почему это не должно распространяться на организации, финансируемые из Грузии? Именно поэтому этот закон — российский, он ставит целью окрестить НПО проводниками зарубежных интересов, а не защитниками интересов этой страны. Вот и вся идея этого проекта. Такие законы действуют в основном в автократических государствах».

А приведенные в проекте в пример США, Австралия и Израиль — вообще не страны ЕС, и там совсем другая система правосудия:

«Закон об «иноагентах FARA в США действует с 1939 года, и касается совсем другой деятельности — лоббизма. А сравнивать США, супер державу с 300 миллионным населением с Грузией с ее трехмиллионным населением неуместно. Власти таким образом стараются представить те страны, которые помогают Грузии, как некие зарубежные силы, следующие своим меркантильным интересам, а сотрудничающие с ними НПО — маргинализировать. В это и замысел этого закона. И это подтверждается тем, что аналогичный закон активнее всех был использован в РФ — сначала чтобы заставить замолчать НКО, потом репрессировать их, а в конце сделать так, чтобы и след их простыл. Такой же закон приняли пару дней назад в Киргизии, почти такой же закон пытаются принять в Абхазии, этот закон пытаются принять в тех странах и регионах, которые в каком-то контексте зависят от России».

Леван Натрошвили, замисполнительного директора НПО «Справедливые выборы» (ISFED):

«Такое поведение абсолютно неприемлемо, когда после мартовских акций публично даешь обещание, что больше не вернешься к этому законопроекту, а потом демонстративно нарушаешь свое же слово. Изменение термина ничего не меняет. На самом деле власти хотят множество организаций объявить врагами, агентами и так далее. Это может нанести серьезный ущерб гражданскому сектору, медиа-организациям, которым приклеят ярлык «проводник зарубежных интересов» или что-то в этом роде. На самом деле все это не соответствует правде. Никто ничьи интересы не проводит. Результатом принятия этого закона станет то, что очень многие организации прекратят свою деятельность. Очень многие организации не захотят мириться с этим статусом. Кроме этого, все это прямо противоречит стремлениям к членству в ЕС, тому процессу, этапу, которого ждем к концу года — о начале диалога о вступлении в ЕС. Мы сегодня слышали заявление Брюсселя, в нем прямо указывается на нарушение 1-й и 9-й рекомендаций [«№9 включает рекомендацию Грузии обеспечить свободу деятельности гражданского общества, а №1 призывает Грузию бороться с дезинформацией против ЕС и его ценностей].

Многие граждане, социально незащищенные, дети, женщины останутся без тех необходимых, правовых в том числе сервисов, которые предоставляют многие НПО

Все это означает, что в этих и во всех остальных направлениях у нас будут серьезные проблемы. Многие граждане, социально незащищенные, дети, женщины останутся без тех необходимых, правовых в том числе сервисов, которые предоставляют многие НПО. Потому что, как уже отметил, многие организации не захотят иметь такой «статус».

Кроме того, вся эта кампания полнится антизападными посланиями, и мы видим, как наших стран-партнеров объявляют врагами — называют их какой-то зарубежной силой, которая вмешивается в дела другого государства. Абсолютно неприемлемо приклеивать эти ярлыки тем странам, которые не один год тратили большие суммы денег для благополучия и развития Грузии, в том числе было профинансировано множество проектов правительства, и львиная доля этих финансов идет на госинституты. Именно поэтому непонятны и неприемлемы такие действия властей, утверждающих, что ими движут только госинтересы. Это никак не оправдано. И появляются очень большие вопросы, какие интересы движут этими людьми, которые сегодня у власти.

К тому же начнутся другие процессы в стране, предвыборные, и такой закон еще больше помешает проведению справедливых, свободных и конкурентоспособных выборов, что также является одним из условий также для членства Грузии в ЕС. И для нашей страны очень важно, чтобы предстоящие выборы стали справедливыми и легитимным в глазах нашего населения.

У нас большая надежда на то, что многие граждане осмыслят все те трудности, которые появятся с этим законом

Как наша организация намерена работать в таких условиях, и какие у нас планы, если этот закон все-таки будет принят? В этом случае мы не единственные, а одна из организаций, которых напрямую коснется этот закон. У нас большая надежда на то, что многие граждане осмыслят все те трудности, которые появятся с этим законом. Абсолютная концентрация сейчас направлена на то, чтобы сделать невозможным принятие этого закона. Многие возмущены, не только представители НПО, но и просто граждане, которых нельзя назвать гражданскими активистами. Поэтому на данном этапе мы не допускаем, что этот закон вступит в силу. Если это произойдет, то последуют очень серьезные проблемы не только с точки зрения деятельности нашей организации, но в целом в плане демократического и экономического развития нашей страны».

Нино Зуриашвили, журналист-расследователь с 2000 года, сооснователь и руководитель НПО «Студия Монитор», считает самым сложным вопрос о том, почему именно сейчас власти решили заново инициировать скандальный закон:

Нас ожидает очень тяжелая борьба. Возможно, нам еще раз придется ощутить, что такое перцовый спрей, возможно, вновь нам придется стоять под струей водомета, но психологически мы ко всему готовы

— Не знаю, почему именно сейчас, перед выборами это сделали. Есть множество мнений, неподтвержденных предположений, среди которых и версия о том, что Бидзина Иванишвили обостряет ситуацию перед ожидаемыми санкциями против него, не знаю. Есть мнение, что так власти хотят избежать давления на судебную систему. Мы всего этого точно не знаем. Точно знаем мы одно, что зарегистрирован очень плохой законопроект, который отдаляет нас от Европы. Что больше всего меня беспокоит, он очерняет и нас, журналистов, демонизирует нас. И угрожает нашей стране искоренением критического мнения. Мы не собираемся подписываться под этим законом, не раз об этом заявляли. Мы будем бороться до конца, чтобы и на этот раз они не смогли протолкнуть этот закон.

Нас ожидает очень тяжелая борьба. Возможно, нам еще раз придется ощутить, что такое перцовый спрей, возможно, вновь нам придется стоять под струей водомета, но психологически мы ко всему готовы. Мы не собираемся сдаваться, будем бороться до конца. Не дадим властям принять этот закон, он не будет исполнен, они поплатятся властью — вот это мой прогноз, это и мой план, и понимайте, как хотите!

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:53 0:00

— Там речь идет о больших финансовых санкциях: 25 тысяч лари за незаполнение декларации, там много каверзных пунктов, статей, кроме незаполнения деклараций — заявка на включение в публичный реестр организаций, проводящих интересы зарубежных страна. Вчера лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе предложил критикам постатейное обсуждение законопроекта...

— Пусть Мамука Мдинарадзе постатейно рассмотрит этот закон со своим однопартийцем Бекой Одишария [он два дня нецензурными словами оскорбляет в парламенте женщин, депутатов от оппозиции]!

Я знаю, что этот закон демонизирует нас, критические СМИ, нашими же руками. Какие цинизм, жестокость нужно еще испытать? Оказывается, мы собственноручно должны написать, что являемся агентами чужой страны! Собственной рукой! Каким еще может быть унижение, как не будет слово «агент», вы что, им верите? Ну слово «агент» заменили «проводником чужих интересов», какая тут разница?

Я что, напишу о себе такое? Я столько времени, при трех властях была журналистом-расследователем, добивалась правды, разоблачала коррупционеров-чиновников, делала сюжеты в защиту прав человека, а теперь я о себе должна написать, что я делаю зарубежное дело в моей стране?!

— В чем вы видите выход?

Мы не позволим Бидзине Иванишвили приклеивать нам ярлыки

– Выход в борьбе! Единственный выход — это то, что мы сделали в прошлом году, должны бороться до конца, пока есть энергия. Мы всячески должны противиться принятию этого закона. И вся Грузия встанет рядом с нами, встанет не для нас, а ради себя. То, что мы делаем, мы ведь делаем для того, чтобы люди знали правду, делали осознанный выбор, видели реальное лицо своей власти. Я знаю, что сделает грузинский народ, потому что помню, что он сделал в 2001-м, когда власть [Эдуарда Шеварднадзе] пыталась отобрать у него критическое ТВ «Рустави-2». Знаю, что сделал в прошлом году, когда также собирались нас стереть, поэтому уверена, что это народ сделает и сейчас. У нас есть опыт борьбы и победы, мы этот опыт должны опять претворить в дело. Мы не позволим Бидзине Иванишвили приклеивать нам ярлыки. У нас единственный статус в этой стране — мы свободные журналисты и таковыми останемся!

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG