Accessibility links

Буква или дух закона. О чем спорят ЦИК и «Единая Осетия»?


Архивная фотография
Архивная фотография

ЦИК Южной Осетии объявила о намерении привести в соответствие с законодательством голосование на избирательных участках Северной Осетии. Это заявление понравилось не всем. Партия «Единая Осетия» обвинила Избирком в препятствовании волеизъявлению граждан, находящихся за пределами республики.

«Единая Осетия» обвинила председателя ЦИК Эмилию Гагиеву в нарушении избирательных прав граждан Южной Осетии, находящихся за пределами республики. Соответствующее заявление было размещено в телеграм-канале «единоосов». Партия считает противоправным решение ЦИК, согласно которому находящимся в Северной Осетии избирателям необходимо будет подать заявление в югоосетинское консульство, прежде чем проголосовать на избирательном участке во Владикавказе.

В сообщении утверждается, что Эмилия Ганиева приняла это решение единолично, а не коллегиально, как того требует статья 6 регламента ЦИК РЮО: «Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию».

В заявлении подчеркивается, что ЦИК усложняет процесс голосования:

«Из данного предложения Председателя ЦИК РЮО становится понятно, что избиратель, не зарегистрировавшийся в консульстве заранее, не будет допущен до голосования, что является прямым нарушением его прав. В случае, если это предложение будет утверждено, Центральная избирательная комиссия нашей Республики нарушит права граждан и по невразумительным причинам усложнит процесс голосования, лишая часть граждан права голосования и выбора.

Ни одна из существующих норм закона не обязывает избирателя самому предпринимать какие-либо дополнительные действия о включении его в список избирателей как на территории РЮО, так и за ее пределами. Обязать избирателя совершать любого рода действия <> можно только Законом, но никак не постановлениями исполнительного органа – Центральной избирательной комиссии и тем более единоличными указаниями председателя ЦИК».

Через два часа после распространения заявления «Единой Осетии» Эмилия Гагиева ответила на выдвинутые обвинения. Она указала, что все требования Центризбиркома соответствуют избирательному законодательству, а решения принимаются коллегиально.

«Наша задача заключаются в обеспечении максимальной законности и прозрачности выборов, а также в гарантировании избирательных прав граждан республики. В любое время готова обсудить эти вопросы с представителями «Единой Осетии» и даже созвать заседание ЦИК исключительно ради этого вопроса. Но я никому не позволю обвинять меня в том, что я единолично принимаю какие-то решения», подчеркнула Гагиева.

Она сослалась на нормы конституционного закона «О выборах депутатов», в частности на две статьи закона, регулирующие голосование за границей. Это статья 15 («Составление списков избирателей»), в которой говорится:

«Списки избирателей по избирательным участкам, образованным за пределами территории Республики Южная Осетия, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней, а в исключительных случаях не позднее чем за три дня до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений».

И статья 16 («Порядок включения граждан в список избирателей и их исключения из списка избирателей»):

«Избиратели, проживающие или находящиеся за пределами территории Республики Южная Осетия, включаются в список избирателей на основании <> письменных заявлений или устных обращений граждан, <> постоянно проживающих за пределами территории Республики Южная Осетия».

«Единая Осетия» в своих обвинениях ссылается на эти же нормы закона. Каким образом она их толкует, авторы заявления не уточняют.

Как теперь будут голосовать югоосетинские избиратели в Северной Осетии? Постановка на консульский учет – процедура необязательная, но именно она приписывает гражданина к избирательному участку на территории диппредставительства. Ровно по этой же причине избирателю не разрешают голосовать на соседнем избирательном участке, что позволяет избежать двойного голосования.

Исключение составляют граждане, оказавшиеся на территории консульского округа вынужденно и непредвиденно (госпитализация, запрет МЧС на передвижение по Транскаму и тому подобное). В этом случае избиратель может обратиться в консульский отдел позже установленных законом сроков.

Во всех прочих случаях гражданин должен проголосовать на избирательном участке по месту своей регистрации в РЮО.

Это решение пока не опубликовано на официальном сайте Центризбиркома, но оно уже на слуху. Местные спикеры подтверждают, что оно уже принято, а ответ Эмилии Гагиевой, опубликованный информагентством «Рес», можно считать официальным подтверждением.

По мнению спикеров, нет необходимости в специальном постановлении ЦИК или ином официальном документе, потому что речь идет о выполнении нормы закона, не более того. Было бы нелепо, говорят они, издавать документ о том, что с этого момента ЦИК намерен следовать букве закона.

Пожалуй, единственное, в чем правы несогласные с решением ЦИК, – что эти нормы закона до сих пор не соблюдались. Причина в том, что югоосетинские избиратели, проживающие в Северной Осетии, – это колоссальный по местным масштабам электоральный ресурс, за который борются оппозиция и власти республики. По мере того, как меняется расстановка сил, сторона, обладающая меньшим влиянием на тамошний электорат, старается ограничить его участие в выборах, используя административный ресурс (если речь идет о власти), в то время как оппозиция упрекает оппонентов в нарушении избирательных прав соотечественников за рубежом. И наоборот.

Нынешнее решение ЦИК, полагают местные спикеры, указывает на то, что у югоосетинского президента Алана Гаглоева влияние на севере меньше, чем у оппозиционных политических тяжеловесов, Дзамболата Тедеева и Анатолия Бибилова. Поэтому он заинтересован в исполнении закона, исключающего массовый подвоз избирателей к урнам для голосования.

Началась эта история, когда перед президентскими выборами 2006 года Эдуард Кокойты раздал паспорта потомкам южных осетин, бежавшим от меньшевистских погромов в 20-х годах прошлого века. В результате численность избирателей взлетела с 21 180 человек на президентских выборах 2001 года до 55 163 человек в 2006 году и явке 95%. К выборам 2022 года количество избирателей постепенно снизилось до 39 282 при явке 29 057 или 73,97%.

Объясняется это тем, что от выборов к выборам к «северянам» выдвигались требования, усложняющие их участие в голосовании и делающие бессмысленным или непомерно затратным подкуп избирателей, столь распространенный в Северной Осетии. Отсюда и снижение явки.

Количество избирательных участков в Северной Осетии сократилось до двух, в каждый из которых завозят лишь по две тысячи бюллетеней. Остальным желающим проголосовать до 2012 года предлагалось исполнить гражданский долг на ближайшем от границы избирательном участке в селении Верхний Рук. На президентских выборах 2012 года избирательные штабы организовали массовый подвоз граждан из России на автобусах. В результате у границы выстроились километровые пробки в обе стороны.

Но на следующих выборах и эту уловку предупредили, обязав «иностранцев» голосовать по месту регистрации в Южной Осетии. В этих условиях массовый подвоз избирателей к урнам уже невозможен, а затраты на поездку в родное село или город слишком велики в сравнении с денежным вознаграждением, которое готовы выплатить избирателю предвыборные штабы кандидатов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG