Accessibility links

Абхазская неделя: вето, ограничение прав и свобод, «оперативный интерес» к капюшону


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Скандалом недели стало избиение подростка сотрудниками милиции. Мать Георгия Гамгия выложила в сеть шокирующие фотографии, свидетельствующие о насилии, и описала, как происходило «задержание» ее 16-летнего сына.

На требование журналистов представить объяснение пресс-служба МВД выдала пресс-релиз, из которого так и непонятно, за какое правонарушение был задержан подросток. Фраза из пресс-релиза «накинутый капюшон, который вызвал оперативный интерес» стала мемом в абхазском сегменте социальных сетей. Очевидно, что МВД опять пытается вывести из-под ответственности своих сотрудников: в пресс-релизе не указаны имена милиционеров, проводивших задержание, и ничего не говорится о насилии, примененном к подростку, и о машине с затемненными стеклами, преследовавшей его. Позиции Генпрокуратуры нет, она не сочла нужным даже сделать сообщение о каком-нибудь «внутреннем разбирательстве» или «отстранении от дел на время разбирательства».

Никакой надежды на правосудие в нашей стране не осталось, и поэтому очередная инициатива президента об ужесточении ответственности за клевету в адрес должностных лиц вызывает серьезные опасения общественности. Поправки в УК поступили из администрации президента после того, как депутаты отклонили законопроект, представленный Генральной прокуратурой. Здесь все то же самое, но еще больше: облегченный вариант, при котором не надо доказывать злой умысел, и введение понятия «неопределенный круг лиц». Поправки адресованы журналистам и общественным активистам и предусматривают несопоставимые с официальными доходами граждан штрафные санкции и тюремные сроки от 3 до 6 лет, не предусмотрен даже условный срок. Эксперты отмечают, что поправки противоречат законодательству, нарушают Конституцию и права человека. Массу вопросов вызывает правоприменительная практика – в условиях Абхазии, где вся правоохранительная и судебная система находится в режиме ручного управления главой государства, такое ужесточение норм приведет к поражению граждан в правах. Наверное, Аслану Бжания, который не выполнил ни одного своего обещания и вверг страну в глобальный кризис, накануне президентских выборов не остается ничего, кроме как ограничивать свободу слова. Уверена, что после принятия таких поправок редкая мама рискнет описывать издевательства над своим сыном в социальных сетях. Кстати, депутаты парламентского комитета не рекомендуют своим коллегам принимать данный законопроект даже в первом чтении. Против законопроекта выступила и Уполномоченный по правам человека. Поддержала законопроект только Генеральная прокуратура – ее представители не увидели в предложенном варианте никаких противоречий.

Еще одним скандалом недели стало закрытие счетов самой крупной неправительственной организации – Центра гуманитарных программ. Закрытие счетов произошло после того, как налоговая завершила проверку и выдала акт об отсутствии нарушений в финансовой деятельности организации. Однако спустя неделю (несложно догадаться, под чьим нажимом) налоговая затребовала договоры сотрудников ЦГП, работающих экспертами, и закрыла счета организации. Сотрудники ЦГП подчеркивают незаконность действий налоговиков, которые не могут без оснований проводить дополнительную внеплановую проверку, и отмечают, что все договоры им были представлены на ознакомление во время проверки. «Проверка закончилась неделю назад, и проверяющие составили акт о том, что в работе ЦГП нарушений нет», – говорит юрист Общественной приемной по защите прав людей Людмила Ачба. Она отмечает, что если счета не будут разблокированы до конца апреля, то их бенефициары останутся без правовой помощи, а сотрудники без зарплаты.

Сотрудники ЦГП также указывают на незаконность получения информации с их личных счетов в частных банках Абхазии.

Юрист Саид Гезердава считает действия налоговиков незаконными и некомпетентными и обвиняет их в исполнении политического заказа. «Это нарушение закона – людей заставляют проводить незаконные проверки», – говорит он.

Еще одна, очевидно заказная налоговая проверка пансионата «Самшитовая роща» рассматривается в арбитражном суде. Власть пытается отобрать пансионат у местных арендаторов, и для этого им решили вменить нарушение налогового законодательства. Арендаторы подали в суд по результатам проверки, но налоговики отказываются принимать участие в заседании уже второй раз. Ситуация выглядит весьма комично. Там же в Арбитражном суде на этой неделе продолжилось рассмотрение иска «Кока-колы» к Госстандарту. «Кока-кола», которая работала на абхазском рынке с 2013 года, отстаивает свои права на бренды безалкогольных напитков, которые были переданы Госстандартом частным предпринимателям – конечно же, лицам из ближайшего окружения Аслана Бжания. Здесь целый букет нарушений: от очевидных коррупционных признаков (использование служебного положения) до тривиального воровства интеллектуальной собственности (неизвестные в Абхазии бренды «Кока-кола», «Спрайт», «Бонаква» и т.д.). Кафка нервно курит в сторонке.

На этой неделе президент Бжания наложил вето на решение парламента о выделении денег на ремонт двух сельских дорог в Сухумском районе, которые находятся в аварийном состоянии. По закону в таких случаях президент должен обосновать свою позицию. И действительно в парламент поступило письмо от президента, в котором говорится о том, что глава государства наделен исключительным правом законодательной инициативы. Непонятно, в какой стране готовили нашему президенту такое обоснование, потому как Конституция Абхазии наделяет правом законотворческой инициативы депутатов парламента, президента, Верховный суд и Генпрокурора. Собственно говоря и без всякой ссылки на законы понятно, что законодательная ветвь власти обладает правом законотворческой инициативы. Представители оппозиции пытались объяснить это Аслану Бжания посредством социальных сетей. Бывший заместитель генерального прокурора Эшсоу Какалия отмечает, что никаких возражений на принятие поправок к закону о бюджете в письме президента не содержится, и поэтому оно не может считаться «вето». Какалия называет «президентское вето» очередной демонстрацией необязательности исполнения законов первым лицом государства и констатирует, что такая позиция президента приведет к анархии. Как отнесся к президентскому вето парламент, пока неизвестно.

И на этой «оптимистической» ноте я завершу обзор недели, за рамками которого остались новое амплуа министра иностранных дел Абхазии Инала Ардзинба, выступившего ведущим в программе российского ТВ, грандиозное гуляние по случаю юбилея налоговиков, многочисленные поздравления и награждения Аслана Бжания и рабочие визиты чиновников всех уровней за пределы страны.

(Изида ЧАНИА, «Нужная газета»)

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG