Accessibility links

Запоздалый жест отчаяния?


Сейчас за заранее не обещанное укрывательство предусмотрен штраф от 200 тысяч рублей, или лишение свободы на срок от шести месяцев до двух лет
Сейчас за заранее не обещанное укрывательство предусмотрен штраф от 200 тысяч рублей, или лишение свободы на срок от шести месяцев до двух лет
Парламент Кабардино-Балкарии внес в Государственную думу России законопроект, в котором предполагается исключить из Уголовного кодекса статью о том, что гражданин освобождается от уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенное его супругом или близким родственником.

Предполагается также дополнить статью 316 -недонесение о преступлениях, отдельным пунктом - за недонесение о готовящихся или совершенных тяжких или особо тяжких преступлениях, по которому предусматривается лишение свободы на срок до пяти лет. Никаких оговорок о родственниках и супругах в новой редакции статьи нет. Кроме того, депутаты предложили ужесточить санкции, предусмотренные этой статьей.

Сейчас за заранее не обещанное укрывательство предусмотрен штраф от 200 тысяч рублей, или лишение свободы на срок от шести месяцев до двух лет. Парламентарии Кабардино-Балкарии предлагают повысить штраф до 800 тысяч, а срок лишения свободы до десяти лет. Мотивация законопроекта – выбить из-под ног исламского подполья социальную базу, отрезать их от семьи.

В республике на протяжении последнего времени было много споров о мере ответственности семей за действия боевиков. Люди убеждены, что боевики тайно поддерживают связь с родными и близкими. В Кабардино-Балкарии не редкость акты кровной мести в отношении семей боевиков. В прошлом году президент республики Арсен Каноков даже предложил подвергать семьи исламистов общественному порицанию, правда, без насилия и юридических санкций.

Теперь, по всей видимости, депутаты пошли дальше, даже внезапный визит боевика домой может повлечь за собой уголовную ответственность для родственников, если они немедленно не донесут о визитере в полицию.

Член общественного совета при президенте Кабардино-Балкарии Хажисмель Тхагапсоев считает, что законодательная инициатива парламента в полной мере отражает смятение общества и беспомощность государства перед угрозой террора:

«Скорее всего эта инициатива не пройдет, но это отражает то сложное самоощущение, которое у населения на Кавказе присутствует. Республика маленькая, люди неплохо знают друг друга, иногда эти тесные родственные связи, к сожалению, работают не на пользу правопорядка, хотя в последнее время вроде неплохо идет борьба с терроризмом. Но все это надо было гораздо раньше начинать, процесс глубоко зашел. В какой-то мере, может быть, это немножко запоздалый жест отчаяния - такие законопроекты в нашей бюрократической машине быстро не складываются».



Председатель совета старейшин балкарского народа Руслан Бабаев считает, что требовать от людей доносить на близких родственников немыслимо. В случае если этот законопроект будет одобрен, ситуация только ухудшится - вслед за боевиками в лес потянутся и их родственники, многим из которых проще стать живыми бомбами, чем терпеть десять лет унижений в неволе.

«Не только молодежь, а уже и старики пойдут». Руслан Бабаев считает, что республиканский парламент может инициировать любые, самые абсурдные законопроекты. Проблема в том, что парламент не обременен ответственностью перед избирателем, но он должен создавать хотя бы видимость озабоченности ситуацией:

«Такой парламент мы имеем. Они себе зарезервировали эти места навечно, они знают, что оттуда не уйдут при этой системе выборов, и даже не опасаются, что что за такую дуристику, например, в следующий раз их могут не избрать. Совершенно они в отрыве от народа!»

Российский адвокат Генри Резник предполагает, что парламентарии Кабардино-Балкарии, очевидно, не читали Конституцию России. Предлагаемый ими законопроект противоречит 51-й статье Основного закона, гарантирующей право на отказ от показаний против себя и близких родственников. Адвоката беспокоит другое: эта инициатива возвращает нас в советские времена, когда в тюрьмы сажали матерей, не доносивших на своих сыновей и супругов, за заранее не обещанное укрывательство. Государство не признавало даже саму возможность противоречия между родственной связью и государственными интересами, и давило все частное.

- В демократическом государстве принцип такой - борьба с преступностью не любой ценой. Можно представить себе, что в борьбе с преступностью, например, будут эффективны такие средства, как тотальное прослушивание телефонных разговоров, пытки тоже, между прочим, в конкретном случае дают эффект раскрытия преступления, но это совершенно недопустимо. И поэтому приносить в жертву эфемерной задаче раскрытия преступлений эти основы существования нормального общества, кровнородственные семейные связи, ставить людей перед необходимостью доносить на супруга и на близкого человека, ну что вам сказать, если законопроект будет поддержан, значит, возвращаемся, извините меня, в Советский Союз. Гимн у нас есть уже на такой мотив, так давайте сейчас постепенно восстанавливать и всю атрибутику, в том числе и юридическую, тоталитарного государства».

- И восстановим памятник Павлику Морозову.

- Это вы сказали. Дело в том, что, видимо, этот памятник в душах многих людей. Наверно, это какой-то комплимент Кабардино-Балкарии, видимо, там живут самые, самые советские люди. Во всяком случае, они заседают в парламенте». Инициатива парламента Кабардино-Балкарии уже вызвала недоумение у главы думского комитета по гражданскому законодательству Павла Крашенинникова. «В нашем законодательстве нет правовой нормы о том, что сын за отца, или брат за брата должен нести какую-то ответственность», – заявил парламентарий в интервью «Новой Газете».

Однако собкор «Новой Газеты» Ирина Гордиенко сразу вспомнила, как в 2006 году именно кабардино-балкарские депутаты первыми выступили с идеей отменить суды присяжных по делам террористической направленности. Тогда тоже по этому поводу было много критических замечаний, и Госдума не поддержала этот законопроект, но спустя два года, в 2008-м, суды присяжных были отменены для террористов.
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG