Accessibility links

Возможность социального взрыва


Сухуми
Сухуми
СУХУМИ---В последние дни коллектив военного санатория «Сухум» гудит как встревоженный улей. Люди обеспокоены распространившимися слухами о том, что эту здравницу, которая находится в подчинении Минобороны России, сдали в аренду частным лицам или даже продали; соответственно, не ясна и судьба коллектива: будет ли он сохранен или распущен.

Чтобы понять, почему ситуацией так озабочены не только сотрудники санатория, но и общественность, власти республики, достаточно познакомиться со следующей статистикой. По предварительным результатам проведенной в феврале этого года в Абхазии переписи, в столице республики проживает 64,5 тысячи человек. В санатории «Сухум» работает 1,3 тысячи. Вместе с членами их семей – это около 4-5 тысяч, то есть почти десятая часть населения города. В масштабах Сухума и всей Абхазии – это коллектив не просто большой, а огромный, примерно то же, что «Уралмаш» для Екатеринбурга. Другие трудовые коллективы на территории республики – много меньше.

Несколько штрихов из истории санатория. Многие десятилетия в советские времена здесь, на берегу Сухумской бухты, в самом ее центре, восточнее устья реки Басла, были расположены два объединенных теперь военных санатория – МВО (Московского военного округа) и ПВО (войск противовоздушной обороны). Когда-то здесь подростком, купаясь в море, нашел знаменитую древнегреческую стелу будущий путешественник и телеведущий Юрий Сенкевич. После распада СССР этот прекрасный, тихий, ухоженный уголок столицы Абхазии неожиданно обрел совершенно новый статус – как входящий в структуру военного ведомства правопреемницы Советского Союза Российской Федерации. Во время июльско-августовского перемирия 1993 года в ходе грузино-абхазской войны велись переговоры о возвращении властных структур Республики Абхазия из Гудауты в Сухум, и именно здесь, помню, в целях безопасности, под охраной российских военных, предполагалось разместить на первых порах как их, так и редакции АГТРК, республиканских газет…



После окончания боевых действий, когда разоренная войной Абхазия задыхалась в экономической блокаде и многие ее жители едва выживали, два военных санатория в центре ее столицы были островками стабильности (даже в середине 90-х сюда приезжали отдыхающие – российские военные и члены их семей) и экономического благополучия. Ведь сухумцы, работавшие там, получали российскую зарплату, которая и сейчас намного выше средней в Абхазии.

Сегодня этот курортный объект в Сухуме, как и родственные ему в Гудауте и Гагре, входит в состав дислоцированной в Абхазии 7-й российской военной базы, и между Москвой и Сухумом идут переговоры о дополнительном соглашении о порядке их функционирования. В марте абхазская сторона представила свои предложения, и в мае, как говорит заместитель руководителя администрации президента РА Александр Адлейба в интервью газете «Республика Абхазия», российская должна прислать свои замечания и изменения. Но неожиданно руководство санатория «Сухум» получило приказ министра обороны России о том, что в июне, то есть на самом старте летнего курортного сезона, здесь начнется капитальный ремонт и все сотрудники, кроме охранников, сантехников и электриков, уходят в отпуск. «Но формулировка относительно их дальнейшей работы, – замечает в интервью Александр Адлейба, – не отличается обязательной в таких случаях четкостью».

В санатории прошло собрание коллектива, на котором его сотрудники выражали свою обеспокоенность дальнейшей судьбой здравницы и своей собственной. Настаивали, в частности, на том, что, согласно российскому законодательству, они должны получать в период отпуска две трети зарплаты. Подчеркивалось, что из договора, подписанного в свое время Медведевым и Багапшем, вытекает, что военные санаторно-курортные объекты в Абхазии не должны поменять свой профиль.

Принявший участие в работе собрания Александр Адлейба, в частности, сказал: «То, что ваши интересы – это первое, что есть, когда мы делали договор, на первом месте в договоре, и первое, что мы будем делать о чем будем говорить в дополнительном соглашении, – это сто процентов. Потому что это позиция президента: «Люди! Люди! Люди!».

Вице-премьер правительства Вахтанг Пипия выступил в таком же тоне: «Позиция руководства страны – это защита прав, защита интересов наших граждан, граждан Республики Абхазия. Пусть никто в этом зале и за его пределами не сомневается в том, что руководство страны заинтересовано в защите ваших прав».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG