Accessibility links

О цензе оседлости


Раз человек не жил в Южной Осетии и, как сказал Кокойты, «не обозначал ни своего присутствия на территории республики, ни своих претензий на домовладения», то и прав на эти домовладения он должен лишиться в пользу поселившихся в эти самые домовладения защ
Раз человек не жил в Южной Осетии и, как сказал Кокойты, «не обозначал ни своего присутствия на территории республики, ни своих претензий на домовладения», то и прав на эти домовладения он должен лишиться в пользу поселившихся в эти самые домовладения защ
ЦХИНВАЛИ---Тема ценза оседлости становится все более актуальным фактором в югоосетинском обществе. Сегодня была принята поправка к Конституции РЮО о цензе оседлости для кандидатов на пост президента. Выборы должны пройти в ноябре нынешнего года. Поправку представлял глава комитета по законодательству Амиран Дьяконов:

«От Центризбиркома республики было получено письмо, в котором нас просят в целях единообразного применения Конституции Республики Южная Осетия дать толкования по статье 48 пункт 1 касательно 10-летнего ценза проживания. Президиум поддержал указанные поправки. Они были изложены в следующей редакции: «Президентом Республики Южная Осетия может быть избран гражданин Республики Южная Осетия, постоянно проживающий на территории Республики Южная Осетия не менее 10 лет».

Депутат Амиран Дьяконов объяснил, почему были внесены поправки в конституцию. Честно говоря, мне это все равно непонятно. Коробит слух термин «единообразное применение» в отношении Основного закона.

Кроме того, четко сказали в Кремле еще в прошлом году, что никакие изменения в закрепленный в конституции ценз оседлости для кандидатов в президенты вносить нежелательно… Нет, решили перестраховаться, добавить слово «постоянно» перед словом «проживающий». Хотя, по правилам русского языка, слово «проживающий» означает, что человек должен проживать до настоящего времени, в данном случае до времени регистрации в кандидаты в президенты, и делать это непрерывно в течение 10 лет. В грамматике это называется незавершенное длительное время, т.е. проживал и продолжает проживать.

Но и депутатов можно понять…Время неспокойное. По версии тех же депутатов, ездят тут всякие олимпийские чемпионы и генералы на джипах, показывают средние пальцы направо и налево, ну в основном направо, оружие провозят с собой, несмотря на усиление российской и югоосетинской границ, стреляют в центре города! И при этом их почему-то не задерживают, более того - их еще и эскортирует ОМОН.



Непонятно еще, почему Министерство образования Южной Осетии выпустило циркуляр, основанный на цензе оседлости, уже для детей и подростков. На основании этого циркуляра правом участвовать в конкурсном отборе на целевые места в вузы России обладают выпускники, проучившиеся в школах Южной Осетии не менее двух последних лет. То есть получается, что приехавший из России и проучившийся в Южной Осетии два последних года школьник имеет право на лимит. А ученик, который учился с 1-го класса, пережил и бомбежки, и голодные, холодные 90-е годы, но по каким-то причинам выезжавший из Южной Осетии на последние в школе год-два, на такой лимит уже не может рассчитывать. Например, у ученика был сожжен дом в августе 2008 года, дом никак не восстанавливали, и его семья была вынуждена уехать во Владикавказ. Где справедливость и логика?

Но дальше всех в вопросе ценза оседлости, как всегда, пошел президент Кокойты. Он взялся защищать тех защитников отечества, кто занял за годы войн с 1990-х по 2008-й пустующие квартиры, не только грузинские, но и осетинские. Но сделал он это своеобразным образом, с применением того самого ценза оседлости. Вместо того чтобы построить защитникам отечества новые дома, а освобожденные квартиры вернуть владельцам, он решил дело следующим образом. Раз человек не жил в Южной Осетии и, как сказал сам президент, «не обозначал ни своего присутствия на территории республики, ни своих претензий на домовладения», то и прав на эти домовладения он должен лишиться в пользу поселившихся в эти самые домовладения защитников отечества.

«Я бы просил и Верховный суд, и Арбитражный суд, и Минюст, и другие наши инстанции - говорит Кокойты, - серьезно рассмотреть этот вопрос и снять все эти спорные вопросы в пользу защитников отечества. А то получается, мы их выбрасываем на улицу из домов, где они проживали последние 20 лет. Они оплачивали все коммунальные услуги…»

Вот такой деликатный у нас президент Кокойты! Вежливо просит суды и Минюст.

На самом деле, ни в коем случае нельзя, как опять-таки говорил президент, выставлять тех, кто отстоял нашу независимость на улицу. Но и компенсировать средства, выделенные на строительство домов для семей защитников отечества, но «съеденные» властью за счет кого бы то ни было третьего, тоже нельзя. Как же мы тогда собираемся собрать в Южной Осетии осетин со всего мира, если отнимаем дома у бежавших от войны, пусть и не самых смелых, но все-таки наших соотечественников?

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG