Accessibility links

"Тренировка ума"


«Всем встать, суд идет!», - этим традиционным призывом сегодня был открыт судебный процесс по делу о депортации чеченского и ингушского народов в 40х годах прошлого века
«Всем встать, суд идет!», - этим традиционным призывом сегодня был открыт судебный процесс по делу о депортации чеченского и ингушского народов в 40х годах прошлого века
ТБИЛИСИ---Студенты Тбилисского государственного университета Ильи организовали имитированный судебный процесс по делу депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. На основе исторических фактов они пытаются определить правовую ответственность руководства СССР за депортацию.

«Всем встать, суд идет!», - этим традиционным призывом сегодня был открыт судебный процесс по делу о депортации чеченского и ингушского народов в 40х годах прошлого века. В черной мантии в конференц-зал университета Ильи вошел действующий глава Конституционного суда Грузии Гиорги Папуашвили. Он прошел на судейское место и, ударив молотком о специальную тарелку, возвестил о начале заседания.

Несмотря на то, что это судебное следствие – имитация, проходит оно строго по правилам, которые установлены законодательством. В зале - 12 присяжных, отобранных из числа студентов различных факультетов университета. Им предстоит оценить степень убедительности доказательств, которые представят стороны обвинения и защиты.

С иском в суд обратился студент четвертого курса факультета правоведения Гиорги Грдзелидзе. Представ перед присяжными в черном пиджаке, строгость которого оттеняли розовая рубашка и голубой галстук, он предложил признать виновными 38 организаторов и исполнителей из числа советских руководителей, совершивших тяжкие преступления против чеченского и ингушского народов, в частности, их депортацию.

Правовой основой для стороны обвинения послужила Конституция Советского Союза и международные нормы, действовавшие в 44-м году прошлого века. В качестве доказательств виновности советского руководства были обнародованы официальная переписка того времени, исследования историков и воспоминания очевидцев депортации.



Подробное описание выселения, факты, свидетельствующие о беспредельной жесткости рядовых и высокопоставленных сотрудников НКВД, похоже, не способны были удивить присяжных и зрителей. Эта тема достаточно подробно обсуждается в стране уже много лет и с обстоятельствами депортации даже молодые люди знакомы не понаслышке. Но в том момент, когда к микрофону подошел адвокат Алик Куправа, защищающий советское руководство, аудитория оживилась:

«После ознакомления с материалами, предоставленными обвинителем, могу с полной уверенностью заявить, что приводимые им доказательства не соответствуют истине, и сторона защитника их не принимает».

Приведя выдержки из официальных документов 40-х годов, Куправа заявил, что депортация была «вынужденным шагом» в ответ на сотрудничество чеченцев и ингушей с гитлеровской армией. Адвокат привел данные о массовом дезертирстве чеченцев и ингушей с полей сражений во время Второй мировой войны, а также информацию об антисоветских акциях на территории Чечено-Ингушетии и восстаниях в чеченских и ингушских деревнях в 41-м и 42-м годах.

По словам Куправа, в этих условиях «единственно возможной мерой во избежание отрицательных последствий для всей страны» как раз и явилась депортация. Ее, объяснил адвокат, необходимо было провести в максимально сжатые сроки, и, таким образом, «ситуация крайней необходимости» снимает с советского руководства обвинение в гибели значительного числа людей в ходе переселения.

Ударом деревянного молотка судья решил принять дело к рассмотрению. Он предложил сторонам подготовить дополнительные аргументы. В этом им помогут преподаватели истории университета. Представители защиты и обвинения несколько месяцев работали в грузинских архивах КГБ и Коммунистической партии - их с недавних пор открыли для общественности.

Никаких сомнений в том, каким будет окончательный вердикт, у аудитории не было. Присутствующие знали, что советское руководство будет признано виновным в совершении тягчайших преступлений против ингушей и чеченцев. Но для будущих выпускников факультета правоведения этот судебный процесс - «тренировка ума», возможность попрактиковаться в ведении дела. У руководства университета Ильи есть и другие задачи. Говорит ректор Гиги Тевзадзе:

«Это болезненная тема не только для студентов, но и для всего постсоветского общества, постсоветского пространства. Прошло уже 20 лет, и никто не ведет подобных процессов ни в Европе, ни на территории бывшего Советского Союза. Это надо делать, чтобы отлить в правовые формы историческую память. Сегодня она бесформенна».

Судебные слушания по событиям почти 60-ти летней давности могут продлиться несколько месяцев. Представители сторон планируют пригласить на процесс свидетелей из числа историков и, по возможности, ингушей и чеченцев – свидетелей и участников депортации, а также их детей.
XS
SM
MD
LG