Accessibility links

Нужна ли нам такая «бесплатная медицина»?


Изида Чаниа
Изида Чаниа

Ситуация в Сухумском родильном доме обсуждалась на прошлой неделе на коллегии Минздрава. Детская и материнская смертность, санитарное состояние родильного дома, коррупция – все эти проблемы в любом государстве стали бы не только поводом для освобождения от должности руководителей учреждения, но и поводом для возбуждения уголовных дел. Но торжеству справедливости все время что-то мешает – то отсутствие заявлений от потерпевшей стороны, то отказ родителей от эксгумации, то недостаток свидетелей. Все эти факторы позволяют абхазской Фемиде сохранять полную безучастность к происходящему в медучреждениях страны.

Препятствует торжеству справедливости и корпоративная солидарность врачей, которые оправдывают себя тем, что «у каждого врача есть свое маленькое кладбище, и чем известнее и опытнее врач, тем оно больше». Думаю, что такое оправдание звучит достаточно цинично для людей, потерявших родных и близких в результате врачебных ошибок.

Но врачи, которые на коллегии Минздрава поддержали своих коллег из родильного дома, и последние отделались легким испугом за все то, что происходило там в последние годы, видимо, считают, что это нормально. Более того, на коллегию не пустили журналистов, и общество так и не получило полной объективной информации о положении дел в этом медицинском учреждении.

Нужна ли нам такая «бесплатная медицина»?
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:42 0:00
Скачать

Итак, руководство роддома осталось при своих местах и при своих интересах. И, наверное, действительно, может быть, и нет смысла в смене руководства не только этого медучреждения, а любого другого. Рассчитывать на уникального главврача, который силой своей харизмы, интеллекта и профессионализма сможет изменить существующее положение дел, на мой взгляд, наивно и бесперспективно.

Так уж получилось, что на протяжении многих лет, еще с советского периода, в сухумском роддоме работает отлаженная коррупционная система, которую невозможно изменить ни сменой руководства, ни повышением заработной платы сотрудникам учреждения. К тому же, опыт показывает, что повышение зарплаты в организациях, подверженных коррупции, способствует только увеличению размера взяток.

Но ситуация не столь безнадежная, и, как мне видится, сломать существующие коррупционные схемы можно, только легализовав «доходы» врачей. И надо-то для этого совсем немного: или перевести больницу на платную основу, или дать «зеленый свет» созданию частных родильных домов. Совместными усилиями парламента и Минздрава решить этот вопрос несложно, и времени для этого много не потребуется.

Но есть ощущение, что в таком революционном решении не заинтересованы: врачи, которые получают теневые доходы; медучреждения, в большинстве из которых действуют мошеннические схемы, связанные с оборотом лекарственных средств и медикаментов; и, соответственно, структуры, контролирующие эти медицинские учреждения.

Но и это еще не все. Самым главным препятствием на пути решения этого вопроса являются люди, не входящие в эту систему – пациенты, которые платят взятки. По иронии именно они продолжают свято верить в миф о бесплатной медицине, и обсуждение вопроса о введении платной медицины воспринимают как посягательство на святая святых.

Но если рационально подходить к проблеме, отбросив мифы, легенды и сказки про то, что в жизни есть что-то бесплатное, и посчитать, во что обходится государству содержание так называемой бесплатной медицины, то станет очевидно, что гораздо рациональнее (и легче для бюджета страны) оплачивать медицинские услуги социально незащищенным слоям населения.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG