Accessibility links

Эмигрантская Грузия


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В последние годы мое особое внимание привлек один, на первый взгляд, необъяснимый феномен, который был заметен и раньше, но сейчас приобрел законченную форму – каким-то образом получается так, что среди грузин, проживающих за рубежом, вирус ура-патриотизма приобретает какие-то особые, совсем уж причудливые и дикие формы.

В особенности это касается наших соотечественников, проживающих в России. И ладно бы речь шла об иммигрантах первого поколения, которые уехали из Грузии в зрелом возрасте, и теперь, как это часто бывает, их душит бессмысленная ностальгия. Так ведь нет – я говорю о молодежи, которая родилась и выросла в Москве и Питере, живет там безвылазно, грузинского либо не знает, либо знает очень плохо, а на своей исторической родине бывает пару раз в году, да и то на свадьбах или поминках.

Именно в этой среде, совершенно оторванной от Грузии, зарождается самый дремучий и безумный ура-патриотизм. Молодые московские грузины с соответствующим, «масковским», прононсом рассказывают нам, какой должна быть настоящая Грузия, плетут какие-то небылицы о том, что все грузинские мужчины – это рыцари в белых одеждах, а все женщины – символы чистоты и непорочности, прямо-таки не ходят по земле, а витают в воздухе.

Время от времени, когда адекватное восприятие действительности на какое-то мгновение возвращается к ним и они видят иную, реальную Грузию, их охватывает вселенский гнев, и они винят во всем «либерастов», телевидение и тлетворный Запад, благодаря которым высокодуховный грузинский народ спустился таки на грешную землю.

Особое удовольствие – это посещать их странички в социальных сетях: там сплошные мужики с наигранно суровыми лицами в национальных одеждах на фоне гор и сванских башен...

Грузинский ура-патриотизм московско-питерского разлива проявляется не только в соцсетях, но и в реальной жизни. У меня есть родственник, вполне себе успешный и состоявшийся, который долго рассказывал мне, что хочет жениться исключительно на грузинке – и это в Москве...

Я ему нудно объяснял, что в самой Грузии этническая сторона браков уже давно отошла на второй план, а жениться на славянках, напротив, уже считается хорошим тоном – нередко с этой целью молодые грузины знакомятся с девушками из России, Украины и Белоруссии. Объяснял, что даже консерваторы-грузины поняли, что смешанные браки – это хорошо и что, например, дети из кавказско-славянских семей получаются более умными и красивыми, чем из моноэтнических – это не я придумал, таков закон природы.

В этом контексте совсем незачем искать непонятно какую грузинку в городе, где по улицам ходит 5 миллионов славянок, но... Переубедить мне его все равно не удалось... Ничего в этом странного нет, если учесть, что другой мой родственник – также москвич, в возрасте 19 лет долго объяснял своей тбилисской тетке, что «курить нехорошо и курят только неприличные женщины».

Кто-нибудь может наконец объяснить: какое же все-таки отношение к морали и нравственности имеет глупая привычка вдувать и выдувать дым из легких?..

Долгое время я не мог понять, что это там с ними происходит и откуда в людях, живущих не в Пакистане или Афганистане, а в странах, ну, как минимум ничуть не менее цивилизованных, чем Грузия, – такой бзик на все эти национально-ориентированные сказки о великих предках, об истинном грузинстве, на все эти черкески, бурки, папахи, которые в самой Грузии носят только исполнители народных танцев, да и то на сцене?

Ответ я получил от своей двоюродной сестры, которая с 1994 года живет в Германии. Нет, вы не подумайте, в данном случае – ничего такого, она европейка с головы до пят, к грузинским традиционным ценностям относится более чем скептически. Но у нее есть одно слабое место – она не любит турок.

Когда она во время своих редких визитов в Грузию начинает мне рассказывать о том, какие они дикие и отсталые, у меня возникает ощущение диссонанса со всем тем, что я знаю о современной Турции. Из ее рассказов возникает ощущение, что это, скорее всего, речь идет о пакистанской глубинке, чем о 15-й экономике мира, стране, в которой городское население составляет 75,5%...

В какой-то момент я понял, что она говорит о турках, какими они были в 50-е годы, и тут мне стал понятен феномен неадекватного эмигрантского грузинского ура-патриотизма.

Турки, в настоящее время проживающие в Германии, покинули свою историческую родину в 50-е годы. С той поры Турция невероятно ушла вперед, приблизившись по образу жизни к Южной Европе. А немецкие турки так и остались один на один со своими представлениями о той стране, которую они покинули много десятилетий назад.

То же самое произошло и с грузинами, родившимися, к примеру, в России в конце 80-х и в 90-е годы. Сегодня они гордятся страной, которой нет. Сегодня они гордятся принадлежностью к нации, которой не существует. Сегодня они боготворят традиции, которых нет и по поводу которых есть большие сомнения в том, что они вообще существовали когда-либо.

Их родители, прибывшие в Россию (или любую из стран пост-СССР), сохранили в своем сознании мифы о стране, которой на самом деле не было. Воспринимая окружающую среду как враждебную, они окружили себя искусственным коконом, пытаясь сохранить в себе то, что они считали национальной идентичностью, – так же, как турки в Германии.

В итоге получается сюрреалистическая картина: грузины, выросшие в Москве, Питере, Киеве или Минске, во всем остальном – вполне себе цивилизованные и развитые люди, проявляют такой домострой во всем, что касается семьи, родственников и выбора спутника жизни, что кажется, они никогда не бывали в реальной, земной Грузии, где уже давно все обстоит совсем иначе.

Они также попадаются на удочку особенностей грузинского менталитета. Поскольку они бывают в Грузии редко, то принимают все услышанное здесь исключительно за чистую монету. Им сложно понять, что это Грузия, это театр, где все люди – актеры, которые так привыкли к своей роли, что сами же в нее неосторожно поверили.

Грузинскому патриоту московско-питерского разлива сложно понять, что его знакомые могут долго рассказывать о том, каким должен быть истинный грузин, говорить о национальной гордости, фоткаться на фоне гор и башен, но это не значит ничего.

Я помню, как московские грузины с восторгом выставляли в социальных сетях интервью одного местного начинающего певца, который с суровым лицом излагал суровые домостроевские взгляды о том, что «настоящий грузин должен жениться исключительно на девственнице». Как его хвалили российские грузины, сколько было восторгов по поводу «верности традициям»!

Вот только через пару месяцев восторгов поубавилось после того, как товарищ домостроевец женился на женщине старше себя на пять лет, да еще и с двухлетней дочерью.

Мигрантам, родившимся на чужбине, сложно свыкнуться с тем, что их идеальная Грузия не только не существует сейчас, но и, судя по всему, ее не существовало по крайней мере последние пару сотен лет – что бы им ни рассказывали по этому поводу субъекты с суровыми лицами и правильными речами...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG