Accessibility links

Сухуми, Цхинвали, «контрабанда»


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В Цхинвали вдруг заговорили о необходимости открытия нормальных цивилизованных переходов через «границу с Грузией» и даже «создания таможенных пунктов»...

Вот ведь как мир устроен... Как говорят русские бандиты, «шарик маленький» – реальность может поменяться всего за несколько лет, на 180 градусов.

Всего в каком-нибудь 2004 году контрабанда из Цхинвали подтачивала и без того почти символически существовавшую в то время экономику Грузии. Бесконтрольный поток всего на свете – от продуктов питания до бензина – захлестнул тогда города и села страны, сделав легальный импорт практически невозможным.

Не выдержав этого натиска, бюджет тогдашней Грузии, и без того хилый, немощный и убогий, вконец обвалился до уровня личного состояния какого-нибудь из рядовых,среднемировых богачей, с которыми пацаны из «Форбса» даже за руку не здороваются.

Тогда эта чума называлась «Эргнетским рынком». По ней и сегодня горькими слезами плачут грузинцы, с ностальгией вспоминающие времена, когда «мы с осетинами торговали, а не воевали», и считают закрытие этого рассадника контрабанды, коррупции и организованной преступности одним их самых непростительных «преступлений кровавого режима»...

Надо же было такому случиться, что после того прошло не очень много лет, а ситуация теперь складывается прямо противоположная. Теперь из Грузии идет бесконтрольный, ничем не ограниченный, не облагаемый никакими налогами товар в Абхазию и ЮО. Теперь тамошние правители плачут о беспошлинных товарах, об убытках для бюджета...

Тут уж ничего не поделаешь. С точки зрения Грузии, все законно, никаких нарушений нет. Перевезти фуру с яблоками из Гори в Цхинвали – формально то же самое, что из Гори в Телави. Никакой контрабанды. Все чисто, как детская слеза.

Зато с точки зрения сепаратистских режимов – все хуже некуда. В общем, все так же, как было до «о, ужасных девяти лет», только теперь уже жалуются Сухуми и Цхинвали...

И вот, наконец, в Цхинвали прозрели. С опозданием, надо сказать. В Абхазии проснулись давно и уже несколько лет имитируют бурную деятельность по борьбе с грузинофашистской контрабандой – то переходы на Ингури закроют, то количество таможенников увеличат, то с десяток грозных заявлений сделают о том, что лавочка в конце концов будет прикрыта.

Все это если на чем-то и отражается, то преимущественно на карманах несчастных гальцев, с которых за переход Ингури сдирают больше и по различным формулировкам. Если учесть, что громкие заявления делают и грозные законы принимают те же самые лица, что и крышуют «контрабанду», понятно, какими будут итоги «бескомпромиссной борьбы» – никакими.

Вот теперь проснулись и в Цхинвали... Осетинские чиновники заговорили об открытии таможенных пунктов, о легализации торговли, о взаимных интересах сторон, заговорили о необходимости торговать на законных основаниях. Субъекты с особо развитой фантазией заговорили даже о возможности открытия транзитного движения по Южной Осетии, так как Военно-Грузинская дорога крайне ненадежна по климатическим условиям.

В общем, о сути заявлений рассказывать не буду, о них более чем детально сказано в материале на «Эхе Кавказа» – «Борьба с контрабандой по-осетински».

Пожалуй, у меня был бы единственный вопрос к авторам заявлений и инициатив – вы это серьезно или так, пошутили?

Неужели кто-то всерьез думает, что даже самое слабохарактерное, боящееся всего на свете, включая собственную тень, правительство, которое сегодня сидит в Тбилиси, согласится пропускать товары из Грузии через какую-то там таможню, созданную по каким-то законам?

Ведь фактически это будет означать признание независимости Южной Осетии: если товары с территории, контролируемой Тбилиси, будут мирно и тихо проходить некий таможенный пункт, будут выплачивать там пошлины – что еще называть «независимостью»? Разве что стульчик в ООН...

Осетинским лидерам надо бы вспомнить, почему закрылся тот самый Эргнетский рынок. Сегодня преобладает мнение, что причиной этого послужила прирожденная злокозненность Саакашвили, который сделал это, руководствуясь указаниями Госдепа.

На самом же деле в 2004 году тогдашние грузинские власти попытались сделать то, что клятвенно поклялась, но не сумела позднее реализовать «Мечта», – сделать торговлю законной. Звучит просто: вроде как взяли да и сделали законной.

Проблема в том, что в законных условиях, при уплате всех налогов и пошлин, Эргнетский рынок терял смысл и превращался в один из десятков ничем не примечательных базаров и ярмарок, действующих на территории Грузии. Поскольку из этого ничего не вышло, да и не могло выйти, – рассадник инфекции пришлось прикрыть.

Не будет никакой легальной торговли между Грузией с одной стороны и сепаратистскими территориями с другой. Торговля будет только на тех условиях, которые устраивают Тбилиси.

Можете называть это контрабандой, но будет либо так, либо никак. Ни один грузовик, ни одна маршрутка, даже ни один велосипед с территории Грузии никогда, ни при каких обстоятельствах не будет проходить таможенную проверку между Гори и Цхинвали.

Не будет никакого транзита по Транскаму, а проникновение на территорию Грузию по этой дороге все еще будет считаться преступлением: вот уже четыре года «Грузинская мечта» обещает переквалифицировать его из уголовного в административное, но все никак не решается. Ни один транзитный транспорт не пойдет по Транскаму, даже если все мандарины Грузии замерзнут насмерть – есть вещи поважнее кислых цитрусов.

Уже все смирились с тем, что не будет никакого железнодорожного движения через Абхазию. Пожалуй, только братья-армяне время от времени, с тщетной надеждой в душе – а вдруг сейчас повезет – ставят вопрос о возобновлении движения поездов между Москвой и Ереваном.

Если в первые месяцы «Грузинской мечты» даже разговоры на эту тему вызывали бурную реакцию в нашем политизированном социуме, то сейчас на них просто не обращают внимания. Разве что оппозиция в очередной раз расскажет, что «Мечта» по заданию Путина зондирует почву для совершения предательского акта. Четвертый год зондирует, все никак не прозондировала.

Прекрасно понимаю, что сейчас ситуация зеркально поменялась: раньше ИХ контрабанда рушила НАШУ экономику, теперь НАША контрабанда рушит ИХ экономику. Жизнь вообще тяжелая штука, если вам еще про это ничего не рассказали.

В этой схватке победит тот, кто менее коррумпирован и более организован... Поэтому грузинские контрабандисты сегодня коррумпируют абхазских и осетинских, точно так же, как в свое время осетинские и абхазские коррумпировали наших.

Что ж, Грузия вовсе не обязана заботиться о моральной чистоте осетинского и абхазского правящих классов. Граждане Грузии, везущие товары под покровом ночи в Гали и Цхинвали, не нарушают никаких грузинских законов. То, что они нарушают какие-то там абхазские и осетинские законы, – не наше дело.

Считаете все это контрабандой, - что ж, взялся за гуж, не говори, что не дюж. Боритесь. А не можете – тогда и сказки не рассказывайте про таможню и законную торговлю.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG