Accessibility links

Православная корпорация


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Грузия привыкла к шумным скандалам, но ЭТО... Попытка убийства некоей высокопоставленной персоны, и где? В святая святых грузинского традиционализма, в месте, где все ходят белые и пушистые, а от излишней моральной чистоты и высочайшей нравственности даже не ступают по земле, а парят в воздухе. В ее святейшестве – Грузинской православной церкви...

Что ж, как говорится, сколько веревочке ни виться. Можно сколько угодно изображать святость и косить под истину в последней инстанции, но рано или поздно серпентарий, наполненный ядовитыми змеями, начнет выглядеть именно так, как ему положено, – как серпентарий, наполненный ядовитыми змеями...

В конце концов, в данном случае совсем неважно, кто кого хотел убить и хотел ли вообще – вполне возможно, что мы имеем дело с очередной выдумкой Верховного Гуру, и скоро нам выдадут толстый-толстый намек на то, что цианид был произведен в Одессе... Типа ни на что не намекаем, просто констатируем факт, а вы о чем подумали?

Важно то, что произошедшее мало кого удивило, да и удивляться нечему.

Когда я слышу или читаю информацию о ГПЦ, складывается такое ощущение, будто речь идет о какой-то крупной солидной корпорации – собрание синода, две трети от числа присутствующих, голосование, процедурные вопросы, устав, секретариат, земельные участки, клиники, коммерческие объекты, бюджет, налоги, оптово-розничная торговля свечами и объявление у входа в церковь: «купленные за пределами церкви свечи вносить запрещено».

А еще – целая тарифная политика: тарифы на венчание, на отходную службу, на благословение имущества, на крещение.

А еще – группировки, сферы влияния, тусовки, в которые входят одни попы, против тусовок-конкурентов.

Алёёё, товарищи-священнослужители, где тут вообще Бог? Во всей этой аппаратно-корпоративно-бюрократической системе его и близко не стояло.

Иисус, когда изгонял менял из иерусалимского храма, – он что имел в виду? Штаб-квартиры, офисы, безналоговый бизнес и дорогие автомобили? Да бедняжки из иерусалимского храма на фоне наших святых отцов нищеброды и неудачники.

У меня есть дальняя знакомая, монашка... У нее сын, парню лет 20, не больше. Недавно отремонтировали квартиру, и ездит сынок на новеньком «Лексусе». Конечно, можно предположить, что пацан проявил чудеса бизнес-таланта и все заработал своими мозгами, но верится в это с трудом...

Я не знаю, есть ли Бог. Я сам являюсь сторонником теории, согласно которой Вселенная – бесконечна, соответственно, она существовала всегда и будет существовать вечно. Не может быть никакого создателя у того, что никогда не было создано и никогда не закончится...

Но это мое, персональное мнение. Однако, даже если допустить, что Бог все же существует, то ко всей этой корпоративной бюрократии он не имеет никакого отношения. От имени Бога говорят самозванцы, которым просто хватает наглости претендовать на истину в последней инстанции.

Именно они властвуют в Грузии на протяжении 16 веков. В их интересах заключались межгосударственные соглашения, без них не могли править цари, к ним прислушивалась местная аристократия. Именно заслуга православной церкви – Георгиевский трактат, единственной реальной причиной заключения которого было именно единоверие с Россией, а уж потом все остальное.

Посмотрите на них сегодня: в XXI веке, в эпоху глобализации, интернета, социальных сетей и свободы слова, даже сейчас они сеют рознь, ненависть к чужакам, пытаются проникнуть во все структуры, чтобы максимально контролировать сознание паствы... А представьте себе их в Х веке... Аж страшно становится. Мы еще неплохо продержались столько времени...

В конце концов, само по себе неважно, было ли на самом деле покушение на «высокопоставленного чина в ГПЦ» (звучит-то так!). Важно то, что в церкви началось брожение, и оно связано... как бы это помягче выразиться... с преклонным возрастом патриарха Илии. Все мы, как говорится, под Богом ходим, и рано или поздно... как бы это помягче выразиться... начнется эпоха «после Илии»...

Вот и идет подготовка... Группировки делят шкуру еще вполне себе живого медведя, который хоть и стар, но не настолько, чтобы ЭТО стало актуальной темой в ближайший год-два по меньшей мере.

Многие либералы приходят в ужас и говорят, что после Илии патриархом станет управлять какой-нибудь совсем уж сбрендивший черносотенец. И если сегодня ГПЦ, являясь самым надежным орудием «мягкой силы» единоверного соседа, более или менее пытается соблюдать видимость нейтралитета из за умеренной позиции патриарха, то потом будет неизвестно что.

А вот я скажу так: пусть приходит. Какой-нибудь настоящий зубодробительный ксенофоб, настоящий ватник в рясе. Это будет по крайней мере честно. Ксенофобской организацией должен править ксенофоб, все лучше, чем очередной фиговый листок, которым будут прикрываться все кому не лень.

В конце концов, рано или поздно все должно встать ни свои места, а ГПЦ должна пройти через свой кризис, чтобы в конце концов превратиться во что-то более или менее гуманное и человеколюбивое...

То, что кризис будет, – нет никаких сомнений. Много говорят об авторитете церкви, о ее 98%-ном рейтинге, но это надо совсем не знать грузинский менталитет, чтобы не понять двух вещей.

Первое – это то, что рейтинг – вещь виртуальная, и большинство грузин, усердно крестящихся при виде церкви, – обычные ритуальщики. Как говорил архиепископ в «Крестном отце», «Христианство – подобно камню в фонтане: европейцы живут в нем столетиями, но оно так и не проникло в их души…»

И второе – нет никакого рейтинга у церкви как таковой. Весь ее рейтинг – это уровень доверия лично к патриарху, на которого смотрят уже целые поколения грузин более 40 лет. Никакого собственного рейтинга у ГПЦ нет. Как нет рейтинга у «Нацдвижения» без Миши или у «Грузинской мечты» – без Иванишвили.

Сравнение, возможно, кому-то покажется спорным, но ведь мозги – одни и те же... И сильная персонализация всего на свете одинаково касается как политических партий, так и религии.

Без Илии Второго ОНИ – никто, и звать их никак. Сегодня у них главный аргумент в споре: «Не смейте критиковать церковь, патриарх – мудрый...» Но проблема в том, что у ГПЦ нет фигуры, по своему влиянию даже на выстрел баллистической ракеты большой дальности приближающейся по авторитету к Илие Второму.

Ну, действительно, кому придет в голову сказать: «Не смейте спорить с церковью! Отец Яков – мудрый...» Да вы что, не смешите меня, кто такой отец Яков? Естественно, в данном случае Яков – это так, собирательно, без намека на какого-либо конкретного деятеля...

В общем, нынешний кризис показал, что рано или поздно ГПЦ встанет перед необходимостью реформ. И, возможно, тогда мы получим того, чего не было все 16 веков, – церковь, которая занимается облагораживанием людей и воспитанием в них светлого и высокого. А не пропагандой ненависти, работой на враждебное государство и накоплением денег на «Лексусы»...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG