Accessibility links

«Рустави 2» и анабиоз


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В воскресенье телекомпания «Рустави 2» показала свои возможности по мобилизации сторонников. Они оказались выше, чем я ожидал в свете шумных скандалов вокруг канала, но в то же время недостаточными, чтобы можно было говорить о реальном давлении на власть.

В Грузии влияние той или иной общественной, политической или какой-либо другой силы всегда определяется количеством народу, которое она в случае чего может вывести на улицу. Правда, при этом все стороны притворно лицемерят, говоря что-то типа «количество не имеет значения, мнение каждого человека – очень важно». Звучит очень жизнеутверждающе, но при этом мы все знаем, что к чему. Выведешь на улицу десятки тысяч – значит, твое мнение будет гарантированно учитываться. Выведешь только своих родственников и друзей – все, можешь идти на пенсию.

Насколько хватит тех 10-15 тысяч человек, которые в воскресенье вышли в поддержку «Рустави 2», – сказать сложно. Сегодня на стороне правительства один очень большой и важный фактор. Грузия перешла в стадию абсолютной и полнейшей политической апатии. Такое ощущение, что всем на все наплевать. В политической жизни на экране – буря и торнадо, а в реальности – полный штиль... Сегодня в стране совершенно невозможно организовать хоть какое-то подобие перманентных акций протеста против чего бы то ни было. Кажется, что, признай «Мечта» независимость Абхазии и ЮО, – даже в этом случае народец бы не вышел из состояния анабиоза.

Не стоит объяснять эту ситуацию какими-либо политическими доводами типа высокого рейтинга правящей партии. Или отсутствием популярной оппозиции. На самом деле имеет место лишь типичная для грузинской политики цикличность. Здесь все так устроено: вспышка, затем медленное затухание, затем полная спячка, потом медленное пробуждение, потом снова вспышка и затем – снова все по кругу. Эти фазы развиваются сами по себе, вне зависимости от профессионализма власти, уровня демократии, состояния экономики.

Самый глубокий анабиоз, который мне доводилось ощущать в Грузии, имел место в 2000-2002 годах. Спячка была такой глубокой, а народу было настолько на все наплевать, что аж руки опускались – в те годы верить в перспективу страны было настоящим подвижничеством, настолько все выглядело безысходным. Чем это все закончилось? Очередной вспышкой...

По моему мнению, несмотря на все скандалы и политизированность «Рустави 2», для страны было бы лучше, чтобы она сохранилась в нынешнем виде. Многие этого не понимают. «Мечтатели» и примкнувшие к ним ватники никак не могут осознать, в чем суть дела, называют телекомпанию ангажированной, не считают отстаивание ее интересов борьбой за свободу слова и смотрят на эту ситуацию через призму нескончаемых разбирательств между «Мечтой» и «националами».

Можно ли считать «Рустави 2» объективным телевидением? Нет, ни в коем случае. Можно ли считать «Рустави 2» проводником интересов ЕНД? Можно. Является ли этот вопрос политическим и, соответственно, сохранение «Рустави 2» в нынешнем виде служит укреплению оппозиции в стране? Несомненно, все так и обстоит.

Однако «мечто-ватники» допускают при оценке этой ситуации одну фундаментальную ошибку: свобода слова – это не наличие одного, со всех сторон выверенного и лишенного предвзятости мнения. Свобода слова – это много разных субъективных мнений. В том числе и мнения, которое разделяет 28% населения, проголосовавшего за ЕНД.

Нелепо, что эти азы следует объяснять сейчас, в 2017 году.

Как и то, например, что активная позиция различных СМИ во время выборов президента США показала, что и там есть свои «Рустави 2», причем на каждой из сторон. Выяснилось, что спокойное, бесконфликтное течение медиа-жизни в стране возможно настолько, насколько бесконфликтна ее политическая жизнь. Пока системные игроки вяло и без особого азарта оспаривают очередную смену караула у места под солнцем, – все в порядке. Но как только появляется внесистемный Трамп, а политическая жизнь Америки забурлила, – тут же куда-то исчезла академичная беспристрастность американских СМИ.

Это там, в высокоразвитой Америке, где избираемых президентов за 250 лет было больше, чем у нас монархов за 2500. С какой стати кому-то придет в голову требовать всеобщей объективности СМИ в Грузии, если ее нет в Штатах и Европе?

Есть тут и еще один момент из области «Чья бы корова мычала»... «Мечтатели» и «вата» никак не могут быть моральными менторами в деле соблюдения высоких норм объективной журналистики.

Что, забыли уже, с каким удовольствием смотрели программу «Камера номер 5» на канале «Маэстро», у которой официально провозглашенной целью было «увеличение протестного заряда с целью отстранения от власти диктаторского режима Саакашвили»?

Или телекомпания «Имеди», которая за прошедшие годы старательно создала себе постфактум имидж канала, пострадавшего за «объективную информацию»? Забыли, чем эта телекомпания занималась с 2004 по 2008 год? Ну, так если что, я вам напомню.

Маленький тест для начинающих журналистов: где-то в Азербайджане вроде как закрыли какую-то грузинскую церковь, и неясно, то ли закрыли, то ли нет. Как можно привязать это к «кровавому режиму» и лично к Михаилу Саакашвили? Думаете невозможно? На самом деле для телекомпании «Имеди» в 2007 году не было ничего невозможного. Сюжетец прозвучал примерно так: «Алиев угнетает грузин потому, что ему это позволяет его друг Михаил Саакашвили». Ну как, отлично придумано? И эти товарищи сегодня мне будут рассказывать об объективности?

Что касается дня сегодняшнего, то «мечтатели» любят рассказывать балладу о том, что у них нет своего телевидения. Типа «посмотрите, какие мы честные, у нас даже своего ТВ нет». Сугубо теоретически – это правда, но только теоретически. На самом деле телекомпания «Имеди» по факту в альянсе с правительством: хозяева телекомпании – родня покойного Бадри Патаркацишвили, а у них на прошлую власть уже давно вырос даже не зуб, а целый клык...

Надо признать, что работает «Имеди» тонко и ненавязчиво. В периоды затишья их проправительственная ориентация не видна, они даже время от времени покусывают власть. Но стоит только ситуации обостриться, а на политической арене появиться актуальному вопросу, – тут уже сразу становится видно, кто, где и зачем.

Чего там далеко ходить – к примеру, «Имеди» осветила акцию в поддержку «Рустави 2». Осветила вроде бы объективно, без шума и пыли. Но при этом дала видеокартинку, снятую с высоты птичьего полета за полтора часа до начала акции. Это тоже по-мечтательски. Типа просто показали, ни на что не намекая. А реально именно на основании этой картинки «Имеди» в социальных сетях – праздничные танцы мечто-ваты по поводу того, что «акция сорвалась, потому что люди не пришли».

Так что пусть дорогие «мечтатели» не прибедняются и не плачут в жилетку – у них есть «свой» канал, который по факту работает на них.

Меньше всего сейчас Грузии нужен еще один проправительственный канал, который будет тихо и мирно рассказывать об экономическом росте, снимать сериалы про девять лет (о, ужасные девять лет!) и ставить траурные мероприятия в связи с десятой годовщиной геноцида и массовой резни грузинского народа 7 ноября 2007 года...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG