Accessibility links

Как очистить судейский аппарат без лишних скандалов?


У парламента есть возможность очистить ряды судейских от непрофессиональных или недобросовестных людей в рабочем порядке. Другой вопрос – готовы ли депутаты сделать это честно, руководствуясь исключительно интересами граждан Южной Осетии
У парламента есть возможность очистить ряды судейских от непрофессиональных или недобросовестных людей в рабочем порядке. Другой вопрос – готовы ли депутаты сделать это честно, руководствуясь исключительно интересами граждан Южной Осетии

Вслед за Россией Южная Осетия решила упразднить Высший арбитражный суд и передать его полномочия Верховному суду. Сегодня парламент должен был принять соответствующие поправки к Конституции, но в последний момент рассмотрение законопроекта было отложено из-за неявки на заседание представителей исполнительной и судебной властей, а без них спикер парламента Анатолий Бибилов посчитал рассмотрение вопроса некорректным. Местные эксперты считают, что дело не столько в щепетильности спикера, сколько в возможных последствиях этого шага. Между Верховным судом и исполнительной властью с одной стороны и парламентом – с другой обозначились принципиальные разногласия по данному вопросу.

Разногласия парламента и Верховного суда сводятся к следующему. По мнению доминирующей в парламенте фракции «Единая Осетия», в результате объединения Верховного и Высшего арбитражного судов образовался один высший судебный орган, который наделен дополнительными полномочиями, а именно, может рассматривать экономические споры. Поэтому, считают «единоосы», судьи Верховного суда должны сдать экзамен квалификационной комиссии, как это происходит при первом назначении судей.

Верховый суд с этим категорически не согласен. В качестве аргумента он приводит положения Конституции, согласно которым никто не вправе досрочно прекращать полномочия судьи (видимо, имеется в виду случай, если судья провалит экзамен).

Как очистить судейский аппарат без лишних скандалов?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:45 0:00
Скачать

По мнению бывшего судьи Верховного суда Юрия Кокоева, этот спор мог бы разрешить Конституционный суд, но его, в республике, увы, нет:

«Каждая ветвь власти стоит на своем. В этом случае я не вижу выхода, потому что каждая из сторон будет тянуть на себя. В отсутствие Конституционного суда возникла тупиковая ситуация.

– Значит, кто-то должен подменить собой Конституционный суд?

– Да, грубо говоря, подменить собой. Видимо, эту ситуацию может разрулить только президент своим волевым решением».

По мнению югоосетинского эксперта Роланда Келехсаева, исполнительная власть не заинтересована сейчас перетряхивать подконтрольный ей и ею же сформированный судейский аппарат. И уж тем более исполнители не хотят делиться этим контролем с «Единой Осетией», на что, судя по всему, претендует партия парламентского большинства.

В принципе, считает Роланд Келехсаев, президенту Тибилову есть чем надавить на парламент – без верного ему парламентского меньшинства законодательное собрание не может набрать кворум:

«Подавляющее большинство населения республики недовольно качеством судебной системы. Я еще не встречал человека, который бы вышел из суда без претензий к судейским. В этой ситуации, если Леонид Тибилов сейчас встанет на защиту интересов Верховного суда, он примет на себя все упреки по поводу качества судебной системы. Поэтому даже если парламент вынужден будет уступить, то все равно он выигрывает в глазах избирателя. Наверное, это немаловажно для спикера Анатолия Бибилова, который намеревается принять участие в предстоящих президентских выборах».

По югоосетинским законам, судью сроком на пять лет назначает парламент по представлению президента. При этом, поступая на должность, соискатель судейской мантии должен сдать квалификационный экзамен. На деле эти экзамены стали сдавать только последние пять лет, да и то формально. Поэтому уровень их квалификации, если выражаться предельно аккуратно, неизвестен. Хотя, если поспрашивать цхинвальцев, может сложиться впечатление, что многие судьи даже в школе не учились, не говоря уже о высшем юридическом образовании.

Сейчас суд лоббирует пожизненное назначение судей, чтобы таким образом защитить служителей Фемиды, сделать судебную систему по-настоящему независимой. Желание вполне понятное, считает Юрий Кокоев, и его можно было бы считать правильным, но перед этим, наверное, неплохо было бы прояснить реальную квалификацию судейских, чтобы не сделать людей пожизненными заложниками невежд. Таким своеобразным фильтром может стать квалификационная коллегия, которую судья обязан проходить по истечении пятилетнего срока полномочий, говорит Юрий Кокоев:

«Проблема в том, что квалификационная коллегия не работает, она только формально существует. В эту коллегию входят два представителя парламента. Вот если они будут работать как следует – выявлять нарушения, то недобросовестные судьи могут и не пройти переназначение. А если этого не будет, если квалификационная коллегия будет работать спустя рукава, то у парламента не будет оснований для отказа в переназначении неквалифицированных судей».

Иными словами, у парламента есть возможность очистить ряды судейских от непрофессиональных или недобросовестных людей в рабочем порядке, без лишних скандалов. Другой вопрос – готовы ли депутаты сделать это открыто, прозрачно, честно, руководствуясь исключительно интересами граждан Южной Осетии, без оглядки на родственные и прочие связи, проигнорировав попытки судейских договориться: мол, поддержите нас, мы вам еще пригодимся.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG