Accessibility links

К нам едет ревизор


Югоосетинская сторона за несколько послевоенных лет так и не смогла выстроить нормальную схему работы в строительной сфере
Югоосетинская сторона за несколько послевоенных лет так и не смогла выстроить нормальную схему работы в строительной сфере

12 октября в Южную Осетию, по предварительной информации, должны приехать представители Счетной палаты Российской Федерации. Вся прошедшая неделя в Цхинвале прошла в ожидании этого визита. Мнения о том, кого может настичь гнев ревизоров – местное правительство или генподрядчика из Татарстана, – расходятся.

Прежде чем начать общение, источник в правительстве Южной Осетии сразу предупредил: тема строительства и освоения российских финансовых средств настолько закрыта, что даже местные чиновники не всегда бывают в курсе происходящего. По тем сведениям, которыми он располагает, визит представителей Счетной палаты России может обернуться неприятностями, прежде всего, для югоосетинской стороны, а не генподрядчика – татарской компании «Эверест». По словам моего собеседника, большая часть из 27 объектов строительства, внесенных в Инвестпрограмму на 2014 год, была сдана под устные гарантии:

«Наши чиновники просто взяли и подписали акты приемки еще не завершенных объектов под честное слово, что все эти объекты будут достроены».

Тогда же, в 2014 году, как утверждает мой собеседник, один из российских чиновников попросил сделать и «достоверный» отчет о проделанной за год работе. Поэтому ревизоров из Счетной палаты наверняка заинтересует разница между тем, что написано на бумаге и реальным положением дел. Фактически, говорит мой источник, чиновники, отвечающие за процесс восстановления в республике, сами себя подставили. Кроме того, отмечает мой собеседник, никто из них так и не затронул тему исчезновения около 400 миллионов рублей, в присвоении которых подозревают некоторых бывших руководителей компании «Эверест». По его словам, в прошлом году возник серьезный конфликт с субподрядчиками, которым из-за отсутствия этих денег просто не заплатили за выполненные работы.

К нам едет ревизор
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:56 0:00
Скачать

«Когда приехал министр строительства Татарстана, – продолжает он, – то собрали всех подрядчиков. Министр долго ругал «Эверест», а потом предложил президенту Тибилову и, по-моему, министру строительства подписать совместный документ, в котором они обозначались гарантами возврата этих денег».

Понятно, говорит он, что министр из Татарстана сюда уже не приедет, соответственно, наши чиновники подставили себя, согласившись стать гарантами возврата средств, украденных татарской фирмой. Поэтому «Эвересту» волноваться нечего, ведь все бумаги услужливо подписаны принимающей стороной. Сейчас, говорит он, до приезда представителей Счетной палаты, в югоосетинском правительстве царит паника, хотя внешне чиновники стараются сохранять спокойствие.

Мой второй собеседник, также не пожелавший представиться, утверждает обратное: паника наблюдается и в стане генподрядчика. Глава «Эвереста» Мударис Имаев уже месяц, как выехал за пределы Южной Осетии. Долгое время здесь не было и замминистра строительства РЮО Лилии Сафиуллиной, которую в свое время кураторы из Москвы представили едва ли не главной фигурой, отвечающей за все строительные работы в республике. «Сбежавшую» Лилию якобы вернули, чтобы разгрести до приезда ревизоров все дела. А Имаеву якобы ищут замену, причем источник назвал даже фамилию бизнесмена из Северной Осетии, которому была предложена эта должность. Но тот якобы наотрез отказался участвовать в делах «Эвереста». Рядовые сотрудники Министерства строительства республики утверждают, что недавно была произведена выемка части документов, правда, разнятся версии о том, кто таким образом пытался замести следы: одни уверены, что местные чиновники, другие указывают пальцем на «Эверест».

Югоосетинский эксперт Алан Джуссоев в беседе со мной подчеркнул, что не собирается становиться адвокатом или обвинителем компании «Эверест», о деятельности которой нелицеприятно отзываются в республике. По словам Джуссоева, югоосетинская сторона за несколько послевоенных лет так и не смогла выстроить нормальную схему работы в строительной сфере:

«С любой неюгоосетинской подрядной организацией, которая работает и выполняет какие-то мероприятия, обязательно по тем или иным сферам должны взаимодействовать в качестве субподрядчика или в качестве партнера местные организации, которые в дальнейшем будут обслуживать те или иные сданные объекты. Судя по всему, у нас этого тоже нет. Так что говорить, что «Эверест» виноват… Мы сами подписали, сами согласились с тем, что «Эверест» будет генподрядчиком. И в конечном итоге подпись ставит наша сторона, согласие дает наша сторона, соответственно, и ответственность несет тоже наша сторона. И выстроить систему так, чтобы, допустим, местных субподрядчиков было много и мы могли бы иметь организации, с которых мы можем спрашивать, – такой системы мы не создали».

Значит, кому-то выгодно, добавил эксперт, чтобы работать сюда приезжали эвересты, южные дирекции, чеченстрои. Я не знаю, воруют – не воруют, но после каждых президентских выборов открывается по 70-80 уголовных дел, которые отсылаются в РФ, но так ничем и не заканчиваются.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG