Accessibility links

В грузинский парламент поступила просьба о признании геноцида черкесов


В грузинский парламент поступила просьба о признании геноцида черкесского народа Российской империей в 19 веке
В грузинский парламент поступила просьба о признании геноцида черкесского народа Российской империей в 19 веке
ПРАГА-ТБИЛИСИ -- В грузинский парламент поступила просьба о признании геноцида черкесского народа Российской империей в 19 веке. Соответствующую резолюцию сегодня в Тбилиси приняли на конференции под названием «Сокрытые нации, длящиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим». На конференции присутствовал главный редактор радио «Эхо Кавказа» Андрей Бабицкий. Мы связались с ним сразу после принятия резолюции:

Андрей Бабицкий: Насколько я понимаю, сегодня в Тбилиси собрались представители радикального крыла черкесской зарубежной диаспоры. Глен Ховард, президент “Jamestown foundation“ – эта организация, которая проводит сегодняшнюю конференцию- сказал мне, что им не удалось привлечь для участия в конференции представителей турецкой диаспоры, которая предпочитает не портить отношения с Россией. Можно сказать, что один из выступавших сформулировал три цели этого радикального крыла предельно точно и открыто. Иад Йогар, президент черкесского культурного института из Нью-Джерси сказал, что сегодня черкесское движение преследует три цели- создание собственного государства, признание геноцида и отмена олимпиады в Сочи. Конференция приняла резолюцию с просьбой о признании черкесского геноцида. В 20-х числах мая этого года резолюция будет направлена в грузинский парламент. Одна из лидеров черкесского лобби, которая сейчас работает с грузинским парламентом, известная журналистка Фатима Тлисова полагает, что перспективы такого признания достаточно высоки, поскольку Грузия может сегодня использовать признание черкесского геноцида как политическое оружие против России. Один из выступавших в дебатах грузинских участников (он не представился) сказал, что олимпийская хартия, которая содержит нормы проведения олимпийских игр, напрямую запрещает организовывать такие игры в местах массового убийства людей; и признание грузинским парламентом факта геноцида может послужить серьезным основанием для отмены олимпийских игр. Такое решение, по мнению грузинского участника, олимпийский комитет вынужден будет принять.

* * * * * *
Насколько вероятно признание геноцида грузинским парламентом? На эту тему Андрей Бабицкий побеседовал с политологом Гией Нодиа:

--Черкесское лобби, которое работает с группой грузинских депутатов, намерено обратиться к парламенту с просьбой о признании геноцида черкесов. Как вы оцениваете перспективы такого признания?

Гия Нодиа: Эта просьба будет рассмотрена; в парламенте будет какое-то обсуждение. Но, я не уверен, что в конце концов будет принято решение о признании геноцида. Это достаточно сложное решение было бы, и поставило бы Грузию в несколько сложное положение в отношениях с Арменией. За и против есть. Но я не хочу заранее предсказывать. Но скорее это решение не будет принято.

--Таким решением Грузия могла бы, наверно, внести очень серьезную смуту на Северный Кавказа.

Гия Нодиа: Не знаю, насколько серьезную смуту на Северный Кавказ Грузия бы внесла. Она, наверно, завоевала благосклонность черкесского народа, что само по себе хорошо. Но, мне кажется, это было бы слишком смелым решением.

* * * * * *
Как сказал Андрей Бабицкий, организаторам конференции в Тбилиси не удалось собрать представителей турецкой диаспоры и российских национальных общественных организаций. Мы решили узнать, почему черкесы не захотели ехать на эту конференцию. Нам удалось связать с главой кабардинского общественного движения Хасе Ибрагимом Ягановым:

--Давайте начнем с того, что вы были туда приглашены, но не поехали. Почему?

Ибрагим Яганов: Я воевал в Абхазии и мне, откровенно говоря, очень неудобно перед своими товарищами, особенно перед памятью погибших. Думаю, что для этой темы место было выбрано довольно неудачно. И я по моральным принципам никак не мог туда поехать. Если еще мероприятия там будут, до того, как Грузия примет Абхазию, у нас никаких отношений с Грузией быть не может.

--Если Грузия признает геноцид черкесов, вы к этому отнесетесь отрицательно?

Ибрагим Яганов: Нет, мы к этому отнесемся очень спокойно. При чем тут отрицательно? Вопрос справедливости в этом деле- геноциде черкесов- он может прозвучать на любой территории. Просто я к этому отношения иметь не буду.

--Если такое признание состоится, какова будет реакция России?

Ибрагим Яганов: Реакция России будет весьма отрицательной. Но, тем не менее, мы должны бороться за свои права. Историческая справедливость должна восторжествовать. Надеемся, что когда-нибудь Россия, которая, мы надеемся, сегодня движется по демократическому пути, все таки обратит внимание на эти вопросы. Особенно в последние годы, что творится с черкесским народом, а особенно с черкесскими территориями. Это, по меньшей мере, просто несправедливо. Мы считаем, что черкесы имеют право на законную и справедливую борьбу за свои интересы и права. Большая часть территорий, где проживали черкесы, была опустошена, очищена от черкесов. Сейчас там живут совершенно другие народы. В Кабардино-Балкарии идут процессы, когда малочисленное балкарское население фактически доминирует. Территория Балкарии расширяется очень быстро. Все это делается без учета мнения и интересов черкесского населения. Черкесы будут просто вынуждены, потому что полностью игнорируются интересы черкесского народа на территории России, обратится к международным организациям, чтобы отстаивать свои интересы.

--Насколько представительна черкесская делегация на этой конференции?

Ибрагим Яганов: Честно говоря, подробностей не знаю. Но из Кабардино-Балкарии туда никто не поехал. Вопрос даже не в представительности, а в поднятых вопросах. Мы в ближайшее время изучим материалы этой конференции и уже выскажемся по этому поводу.

* * * * * *
Признание геноцида черкесов – если Грузия пойдет на этот шаг – какие последствия он будет иметь для России? За комментарием мы обратились к главному редактору журнала «Россия в глобальной политике» Федору Лукьянову:

Федор Лукьянов: Я практически уверен, что этот съезд не является съездом черкесов. Поскольку угадать какие-то причины, помимо сугубо политических и связанных с инициативой правительства Грузии, которые заставили черкесов собраться в Тбилиси, я просто не могу. Легитимность этих решений остальным мировым черкесским сообществом едва ли будет рассматриваться как-то всерьез. Если сугубо по политическим соображениям, принятое этим собранием просьба будет передана в грузинский парламент и там, опять же по политическим причинам, будет принято решение о признании геноцида, никакого резонанса это иметь не может. Поскольку сравнивать с аналогичными случаями, турецко-армянским случаем, невозможно. Масштаб междуродного резонанса не то что несопоставим, тут даже не о чем разговаривать. Что бы ни принимал грузинский парламент сейчас, учитывая состояние отношений между Москвой и Тбилиси, это будет воспринято всеми как способ борьбы за привлечение международного внимания. Учитывая недавние события, эту какую-то историю вокруг сюжета “Имеди”, кто бы за ним не стояло, это нанесло очень серьезный удар по репутации грузинского руководства на Западе, опять. Если дойдет до какого-то решения, это будет так же рассматриваться просто как еще один элемент попыток Тбилиси испортить настроение России. Если говорить о самой проблеме политики России на Кавказе, способности использовать ее против России, теоритически такое существует. Поскольку мы видим с армяно-турецким случаем, как эффективно может работать машина организации международного общественного мнения. Несмотря на все усилия турецкого правительства, похоронить эту тему не удается. Более того, постепенно большее количество влиятельных стран признает геноцид армян. Но все таки это другого калибра история. В случае с геноцидом черкесов еще во время и после последней чеченской войны готовность крупных стран идти по этой причине на ухудшение отношений с Россией ограничено. Даже в момент разгара она ьыла ограничена, не говоря уже о ситуации, которая наступила потом, когда Россия одержала определенную военную победу. И после этого западные страны с большим облегчением эту тему задвинули совсем на периферию своих интересов. Если вдруг на Кавказе начнется какая-то новая неприятность, и России придется снова применять силу, само наличие где-то в спящем виде идеи геноцида черкесов может кем-то быть использована. Пока дистанция огромного размера между нынешним состоянием и таким положением, когда это может оказывать хоть какую-то политическую роль. Если говорить в любимых нами теориях заговоров, это такая работа на будущее, в надежде потом иметь инструмент, который можно активировать в необходимый момент времени.

* * * * * * *
Рассказывает наш корреспондент Мурат Гукемухов, присутствовавший на конференции:

22 марта второй день конференции. Она организована “Jamestown foundation.” Мое впечатление от конференции- очень много эмоциональных выступлений и, к сожалению, очень мало серьезных аналитических выступлений. Основная идея вдохновителей этой конференции заключается в том, что грузинская сторона и организаторы этого форума выступили с инициативой консолидации северокавказского общества вокруг Тбилиси. Честно говоря, мне трудно себе это представить после августа 2008 года. И такие идеи опоздали как минимум на два года. Конечно, если бы 5-6 годами ранее Тбилиси выступил с идеей, может быть, не с идеей консолидации вокруг государства Грузии, а просто с идеей строительства общекавказского дома, такого ценностного, духовного, культурологического кавказского пространства. Без излишней политизации. Тогда шансы на успех были бы. Сейчас мне очень трудно представить, как это может быть реализовано. В ходе конференции было много антироссийских выступлений, очень много было эмоций. Была некоторая неловкость, когда с одной стороны сидели матери Беслана, чьи дети погибли в результате этого страшного терракта. С другой стороны сидели родственники и люди, сочувствующие исламскому подполью в Чечне и Ингушетии. Мне трудно было понять, как это все может совмещаться в рамках одного форума.

--Обсуждали черкесский вопрос или он уже закончился?

Черкесский вопрос обсуждали вчера представители черкесской диаспоры, около 60 человек. Они выступали с обращением к парламенту Грузии с просьбой признать геноцид черкесов. Трое депутатов парламента, участвующие в так называемом кавказском комитете, приняли это обращение и обещали довести его до стадии обсуждения в парламенте Грузии. Вместе с тем, очень многие присутствующие здесь эксперты скептически относятся к такой возможности, того, что Грузия признает геноцид черкесов. Потому что логично было бы вначале признать геноцид армян. Признание геноцида черкесов без признания геноцида армян будет очень негативно воспринято армянской стороной. В тоже время, признание геноцида армян у Грузии вряд ли получится, потому что это может очень резко осложнить отношения Грузии с Турцией и Азербайджаном. В этой очень сложной ситуации вряд ли Грузия пойдет на признание геноцида черкесов. Но все равно эта тема будет обсуждаться и какие-то официальные заявления будут со стороны грузинского парламента. Во всяком случае, насколько я понял, Грузия открывает свои архивы, где есть много информации о событиях кавказской войны.

* * * * * * * * *
Комментарий политолога Сергея Маркедонова из Москвы:

--Как вы оцениваете вероятность подобного решения грузинским парламентом?

Сергей Маркедонов: Я думаю, это вероятно. Таким решением можно несколько целей достичь сразу. Серьезно осложнить проблему информационного образа России накануне Олимпиады. Поскольку многие черкесские организации называют Сочи землей, где был осуществлен геноцид, то в преддверии Олимпиады это некая проблема. Я с трудом представляю себе, чтобы чиновники МОК ил каких-то международных структур разбирались бы в тонкостях кавказской войны. А так будет звучать броский лозунг. Тем более одно дело, когда черкесские организации пишут письма в ОБСЕ, Совет Европы, ООН и Конгресс США. А другое дело, когда парламент независимой страны принимает соответствующий акт. Во-вторых, это некая зацепка для США, чтобы с помощью ее влиять аналогичным образом как США влияют на Турцию в геноцидом армян. Тоже некий инструмент. С другой стороны, нельзя забывать, что отношения Грузии с адыгским миром достаточно сложны. Одним из важнейших оппонентов на Каказе является все таки Абхазия. А Абхазия связана с адыгским миром. Многие черкесские организации внутри России весьма подерживают Абхазию. И, на мой взгляд, именно благодаря их позициив 90-е годы Москва во многом более проабхазскую линию проводила чем прогрузинскую. Хотя линия эта менялась в зависимости от разных обстоятельств. Эти факторы сдерживающие безусловно. Это может спровоцировать и какие-то действия со стороны России. Допустим, российский парламент признает геноцид абхазов или осетин. Вы скажете, что это не тянет на геноцид, но и с геноцидом адыгов тоже проблематично. Насколько события 19-го века можно рассматривать как геноцид. Поэтому здесь есть факты, которые благоприятствуют такому признанию, и факты сдерживания. Что возьмет вверх, увидим в ближайшее время. Но в любом случае северокавказское направление в внешней политике Грузии становится сегодня востребованным. И это не только адыгский вопрос, это и попытки организовать вещание на Северный Кавказ, и недавно созданная при парламенте группа дружбы с парламентами северокавказских республик. Здусь есть набор проблем, который говорит о том, что Северный Кавказ попадает в сферу самого пристального внимания Грузии сегодня именно из-за травмированности проблемы Абхазии и Южной Осетии.
XS
SM
MD
LG