Accessibility links

Адыгея укрепит связи с черкеcской диаспорой


Президент республики Адыгея Аслан Тхакучинов
Президент республики Адыгея Аслан Тхакучинов

ЧЕРКЕССК---Федеральное агентство по делам СНГ и соотечественников, проживающих за рубежом, а также по международному гуманитарному сотрудничеству подписало с республикой Адыгея соглашение, об этом сегодня заявила пресс-служба главы республики Адыгея.

Соглашение предполагает укрепление связей республики с черкеcской диаспорой, поддержку ряда культурных программ, в первую очередь - по изучению родного языка.

О содержании соглашения в интервью «Эху Кавказа» рассказал черкесский общественник, активный участник проектов по установлению связей с диаспорой Аскер Сохт: «Это, в основном, проблемы поддержки российской диаспоры в национально-культурной сфере - учебники и учителя родного языка, проведение различных фестивалей, квоты студентам для обучения в российских вузах, и т.д. Таким образом, соглашение, принятое в рамках закона о соотечественниках, реализует это направление государственной политики».

В черкесской среде на Северном Кавказе это соглашение воспринято как первый позитивный шаг руководства России навстречу решению черкесского вопроса - если не со времен Кавказской войны, то за последние двадцать лет, на протяжении которых черкесские общественники добивались признания зарубежных черкесов российскими соотечественниками.

Впрочем, считает Аскер Сохт, и без этого соглашения любой черкес, желающий вернуться на родину, может беспрепятственно реализовать свое желание на основании действующего российского законодательства.

«Едут черкесы не только в Адыгею - и в Краснодарский край, и в Москву, и в Санкт-Петербург. Около ста человек ежегодно прибывают, но дело в том, что Турция, Иордания и Израиль, где живут черкесы, – это не Китай и не Таджикистан. Понимаете? Какие основания, скажем, у черкеса из США или Германии все бросить и ринуться в Россию? Эту задачу перед собой ставят люди, у которых есть конкретные бизнес-проекты в России и национально мыслящая интеллигенция».

Другой черкесский общественник из Адыгеи Аслан Шаззо, занимающийся проблемой репатриантов с начала девяностых годов прошлого столетия, не согласен с этим мнением.

Вплоть до первой половины двухтысячных годов для работы в России видных представителей черкесской диаспоры государство чинило различные препятствия. Аслан Шаззо вспоминает несостоявшиеся проекты в России черкесских промышленников из Турции Тенгиза Кокова и Джихана Джантемира: «Когда Тенгиз Коков прилетел на экономический форум в Ростов-на-Дону по приглашению губернатора, его отделили от турецкой делегации, продержали в кутузке 3-4 дня и отправили домой, ничего не объяснив. Когда на сочинский экономический форум прилетал Джихан Джантемир, его как черкеса отделили от этнических турок, продержали в какой-то гостинице четверо суток и выпроводили в Турцию. Вообще ситуация была унизительная».

«После событий в Южной Осетии 2008 года и поездки Лаврова в Турцию, где он встречался с председателем федерации черкесских организаций Турции Джиханом Джантемиром и лидерами осетинских и абхазских движений, откровенных козней ни спецслужбы, ни МВД не делают, но мелких пакостей – полно. На мой взгляд, снята установка федерального центра на то, чтобы блокировать контакты с черкесcкой диаспорой».

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG