Accessibility links

Лебедь сильнее рака и щуки


Итак, как сказано в информации, эти данные были получены в ходе опроса общественного мнения в Абхазии, проведенного пражским информационным агентством Medium Orient по заказу информационно-аналитического ресурса Caucasus Times в сентябре 2011 года
Итак, как сказано в информации, эти данные были получены в ходе опроса общественного мнения в Абхазии, проведенного пражским информационным агентством Medium Orient по заказу информационно-аналитического ресурса Caucasus Times в сентябре 2011 года
СУХУМИ--Вчера содиректор Центра гуманитарных программ в Сухуме Лиана Кварчелия переслала мне по электронной почте опубликованный накануне в Caucasus Times текст, сопроводив его короткой рекомендацией посмотреть эти «интересные данные». Когда сегодня мы созвонились, она сказала, что не знает людей, проводивших это исследование, хотя обычно такие вещи не проходят мимо внимания ЦГП. Так или иначе, мы сошлись во мнении, что опрос проведен профессионально и, наверное, адекватно отражает реалии, хотя для многих, судя по всему, некоторые его результаты окажутся неожиданными. Единственное замечание – это то, что Абхазия в тексте названа почему-то северокавказской республикой, хотя она южнокавказская.

Итак, как сказано в информации, эти данные были получены в ходе опроса общественного мнения в Абхазии, проведенного пражским информационным агентством Medium Orient по заказу информационно-аналитического ресурса Caucasus Times в сентябре 2011 года. Было опрошено 345 жителей Абхазии разных профессий и национальной принадлежности по репрезентативной общенациональной выборке, отражающей современную национальную и половозрастную структуру населения Абхазии. В частности, были опрошены абхазы, русские, армяне, грузины, греки и представители других национальностей, проживающих в различных регионах Абхазии.

Отвечая на вопрос о том, как изменилась экономическая ситуация в Абхазии с 2008 года, большинство респондентов отметило, что она улучшилась (59.4%) и «скорее улучшилась» (11.3%). Лишь 2% отметило, что экономическая ситуация в республике «скорее ухудшилась» и только 0.6% - ухудшилась. Вместе с тем, более четверти опрошенных (25.8%) не смогли дать определенный ответ на этот вопрос, выбрав вариант ответа «ни то, ни другое» и около 1% затруднились с ответом. Аналогичными были ответы респондентов на вопрос о том, как изменилась ситуация в социальной сфере, политическая ситуация в республике.

Слушать
Виталий Шария
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:41 0:00
Скачать


Еще более позитивно жители Абхазии оценили изменения в сфере безопасности. Так, 67% опрошенных считает, что положение здесь улучшилось, и 11.3% - «скорее улучшилось». Примечательно, что лишь 11.3% респондентов не смогли определиться по данному вопросу.
62% респондентов подчеркнули свою положительную оценку работы руководства Абхазии; 10.7% оценили ее как «скорее положительно». Об отрицательной оценке деятельности республиканского руководства заявило лишь 6.1% опрошенных.

В принципе тут все легко объяснимо. И благодарить за эти позитивные оценки мы, как шутили в Абхазии многие, должны грузинского президента, который своей военной авантюрой в августе 2008-го в Южной Осетии вызвал к жизни цепь событий, которые привели к признанию Россией независимости наших республик, ее щедрой экономической помощи и гарантиям военной безопасности с ее стороны. И хотя вряд ли большинство опрошенных тщательно анализировало деятельность абхазского руководства, значительная часть этого позитива перепала и ему.

При этом ясно, что уровень жизни самих людей вырос не так уж сильно. Так, об улучшении финансовой ситуации своей семьи заявило 35.4% опрошенных, в то время как общее улучшение экономического положения Абхазии отметило 59.4% респондентов.

Почти единодушно позитивными были ответы на вопрос о том, как люди оценивают развитие отношений Абхазии с соседней Россией. Так, 77.4% оценили развитие отношений республики с Россией положительно и 14.2% - «скорее положительно».

73% опрошенных высказались в пользу полной независимости своей республики, в то время как около четверти (24.6%) заявили о целесообразности вхождения Абхазии в состав России в качестве отдельной республики. За вхождение в состав Грузии высказалось менее одного процента респондентов (0.6%), в основном грузинской национальности.

Ясно, что это один из сюрпризов исследования – то, что среди проживающих в Абхазии грузин лишь их незначительное меньшинство (8%) высказалось за возвращение Абхазии в состав Грузии. При этом подавляющее большинство грузин заявило о себе либо как о сторонниках полной независимости Абхазии (56%), либо как о сторонниках вхождения Абхазии в состав Российской федерации (36%). Один из интернет-пользователей в своем комментарии пишет: «Что касается грузин, то там, по-моему, очень заниженная цифра желающих вернуться в состав Грузии. Наверное, гальцы не хотели говорить правду. С другой стороны, высокая цифра грузин, желающих войти в состав РФ, мне понятна. Я часто сталкивался с этой позицией, что "раз уж нам не жить в Грузии, то тогда мы хотим российский порядок, грубый, но порядок"».

Другая неожиданность, наверное, для многих – тех, кто судит на основе лишь мнений, высказываемых в СМИ, или опираясь только на круг своих знакомых, – уже приведенные цифры, свидетельствующие, что в отношении независимого статуса в Абхазии отнюдь нет единодушия. Неслучайно именно данный факт нашел отражение в заголовке публикации: «Вопрос о статусе республики разделил абхазское общество: полная независимость против вхождения в состав России».

Однако Лиану Кварчелия и меня это отнюдь не удивило. Ибо мы прекрасно помним времена, когда сторонников независимости у нас было гораздо меньше, особенно до референдума 1999 года. В середине 90-х, когда Абхазия еле выживала в условиях экономической блокады, и звучали реальные обращения к России с просьбой принять нас в ее состав, один мой приятель, всегда бывший, как и я, сторонником независимости, презрительно говорил о мечтающих «войти в состав» как о «думающих желудком». Ну, а если говорить отдельно о русских, армянах, то, по моим наблюдениям, о вхождении в РФ тогда мечтало их подавляющее большинство.

Но выясняется, что и сегодня среди абхазов за полную независимость республики высказываются не все, а лишь 89% опрошенных, а за вхождение в состав России – 10.4%. Сторонников вхождения в состав России 40.2% среди русских и 37.8% среди армян. Примечательно, однако, что среди представителей всех национальностей большинство все-таки предпочитает независимость Абхазии ее вхождению в состав России. На мой взгляд, тут сказалось как стремление многих «не отличаться от большинства», так и пришедшее ко многим понимание, что право на создание собственного государства – это суверенное право абхазского народа, и ущемление его в этом праве может вызвать никому не нужные острые конфликты внутри общества.

Кстати, если сравнить сторонников независимости Абхазии с лебедем из басни, сторонников вхождения в РФ – со щукой (рыба ищет, где глубже, а они привыкли «думать желудком»), а малочисленных сторонников возвращения в Грузию – с раком, то ясно, что здесь, как и в жизни, лебедь «перетянет» даже крупную щуку, не говоря уже о раке.

Любопытные данные были получены при ответах на вопрос о том, с какими странами Абхазии следует развивать отношения в первую очередь. Почти все опрошенные (97%) назвали в числе этих стран Россию. Второе место заняли страны Евросоюза (58.7%) и страны бывшего СССР (58.1%). Более трети опрошенных (38%) назвали в числе стран, с которыми следует развивать отношения, Турцию, с которой у Абхазии существуют давно сложившиеся тесные экономические контакты. Только 4.1% опрошенных указали в данном качестве США и лишь 2.3% - Грузию. В последнем случае, очевидно, сказался негативный опыт отношений с Грузией в последние десятилетия.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG