Accessibility links

Ход тяжелой артиллерией


О симпатиях Кремля к господину Бибилову в ходе предвыборной агитации неустанно твердили эмиссары из администрации президента и Госдумы, но, как выяснилось, этого оказалось недостаточно, чтобы убедить югоосетинского избирателя в необходимости проголосоват
О симпатиях Кремля к господину Бибилову в ходе предвыборной агитации неустанно твердили эмиссары из администрации президента и Госдумы, но, как выяснилось, этого оказалось недостаточно, чтобы убедить югоосетинского избирателя в необходимости проголосоват
ЦХИНВАЛИ---В ход предвыборной кампании за пост президента Южной Осетии вмешался президент Дмитрий Медведев, поддержав одного из кандидатов - Анатолия Бибилова.

О симпатиях Кремля к господину Бибилову в ходе предвыборной агитации неустанно твердили эмиссары из администрации президента и Госдумы, но, как выяснилось, этого оказалось недостаточно, чтобы убедить югоосетинского избирателя в необходимости проголосовать за креатуру Москвы. Необходимость давить югоосетинского избирателя такой тяжелой артиллерией, как президент России, вызвала противоречивые мнения российских экспертов.

По мнению главного редактора информационного агентства REGNUM Модеста Колерова, Кремль вынужден был вмешаться в ход избирательной кампании, потому что российские чиновники и депутаты Госдумы провалили порученное дело, причем с самого начала, когда подбирали кандидатуру от России. Тот факт, что даже при тотальной поддержке Кремля Анатолий Бибилов набрал лишь 25% голосов в первом туре, свидетельствует о том, что кандидат недостаточно легитимен в глазах населения.

«То, что президент великой страны вынужден положить свой безусловный авторитет человека, признавшего Южную Осетию, на колеблющиеся весы репутации Анатолия Бибилова, к сожалению, возлагает на Медведева толику ответственности за все последующее: за дергание вожжами и удилами, что будет делать новая власть. Такой ответственности я своей стране не желаю», - говорит Модест Колеров.

По мнению господина Колерова, абсурдность сложившейся на выборах ситуации заключается в том, что и оппозиция во главе с Джамболатом Тедеевым в свое время поддерживалась Кремлем. В итоге в Южной Осетии столкнулись и нейтрализовали друг друга две силы, поддержанные из одного центра влияния

«Москва, выдвинув недостаточно весомого Бибилова, сама ужаснулась тому, насколько весомое положение у оппозиции, в свое время тоже поддержанной Москвой, - говорит Модест Колеров. - Это такая тупиковая игра, это постыдно ничтожный результат, поскольку уполномоченные чиновники провалили порученное дело! Это бросает тень на способность этих товарищей обеспечить административным ресурсом результаты 4 декабря – вот это стыдно!»

По мнению сотрудника Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Александра Караваева, Москве можно было согласиться с любой кандидатурой и не вмешиваться в выборный процесс, не давить на югоосетинского избирателя, потому что все кандидаты - пророссийские. Здесь ведь не наблюдается такого клинча местных политиков с Кремлем, как, например, в Приднестровье.

«Дикость этой ситуации в том, что здесь, в общем-то, все свои, - говорит Александр Караваев, - речь идет лишь о различных клановых интересах, различных финансовых группах, но в геополитическом плане, в плане большой политики, - это просто скандал на кухне».

По мнению руководителя Центра политической информации Алексея Мухина, Кремль, похоже, всерьез уверовали в то, что покровительство Южной Осетии дает ему право в приказном порядке назначать президента республики.

Эта политика подчеркнутого неуважения национального суверенитета двойственная: с одной стороны, Москва признала независимость Южной Осетии, с другой - ведет себя так, будто Южная Осетия - это регион России.

«Конечно, де факто мы можем говорить о том, что Кремль имеет на это моральное право, что называется, кто девушку кормит, тот ее и танцует, - говорит Алесей Мухин, - но все-таки российские политики считают себя политиками с европейским лицом, поэтому такая ситуация выглядит довольно странной даже для российского политического контекста».

По мнению Александра Караваева, выборы пройдут, но оставят у югоосетинского избирателя горький осадок неопределенности: «Не решен главный методологический вопрос, который подсознательно стучит в голове каждого южного осетина: что мы такое? Мы независимое суверенное государство, или мы придаток, неизвестно каким образом включенный в какой-то субъект Российской Федерации, или, может, опять встанет вопрос о том, что еще не все потеряно с Грузией? Вот при таком разрешении предвыборной коллизии мы не получаем утвердительного ответа на этот вопрос».

Да и Анатолию Бибилову остается только посочувствовать: даже если ему поддержка Дмитрия Медведева принесет победу на выборах, ему еще долго придется доказывать, что он не марионетка, а лидер, готовый отстаивать интересы республики даже на пороге Кремля.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG