Accessibility links

Шпионы, тайные агенты и рок-н-ролл на закате Холодной Войны


Не Майк Паттон, вокалист Faith No More, выступает в балаклаве в поддержку осужденных участниц Pussy Riot, Москва, 2 июля 2012г.
Не Майк Паттон, вокалист Faith No More, выступает в балаклаве в поддержку осужденных участниц Pussy Riot, Москва, 2 июля 2012г.
Карл Шрек, Вашингтон

Шквал насмешек вызвало на этой неделе заявление прокремлевского депутата Госдумы, утверждающего, что песни советской рок-звезды Виктора Цоя времен перестройки были написаны ЦРУ с целью дестабилизировать советский режим.

Друзья, знакомые и поклонники покойного солиста легендарной группы «Кино» лишь смеются над нелепостью подобных обвинений. Однако, согласно новому документальному фильму «Свободен для Рока», правительство США понимало, какое расшатывающее влияние оказывал рок-н-ролл на их соперника в Холодной войне. Документальный фильм анализирует влияние рок-музыки на советское общество.

По словам продюсера фильма Джима Брауна, гастроли ансамбля «Nitty Gritty Dirt Band» в Советском Союзе состоялись при непосредственной поддержке администрации американского президента Джимми Картера. Стратегия Белого Дома здесь заключалась в оказании «мягкого» воздействия.

«Картер был куда больше замешан, чем мы подозревали, - сообщил RFE/RL Браун. – Он считал, что рок-н-ролл способен подорвать систему».

В фильме принимают участие многие бывшие политики и знаменитые музыканты той эпохи по обе стороны железного занавеса. Картер – один из них. Среди прочих – бывший советский руководитель Михаил Горбачев, чьи гласность и перестройка позволили находящемуся в андерграунде року стать к концу 1980-х одной из господствующих тенденций культуры.

«Он был поклонником Элвиса Пресли, - говорит Браун о Горбачеве. – Он считал, что рок – для молодежи, и что молодежь жаждет рок-н-ролла. Мне кажется, он гордится тем, что, после, знаете ли, триллионов долларов, выброшенных на вооружение, две страны сблизились благодаря словам, выступлениям и культуре».

«Рабочие не слыхали ничего подобного»

Ко времени прихода Горбачева к власти в 1985 году роковая субкультура просачивалась в Советский Союз на протяжении десятилетий. Главным образом – благодаря подпольным студиям звукозаписи, разбросанным по всей стране. По словам знаменитого российского рок-критика Артемия Троицкого, колыбелью движения стала столица советской Латвии – Рига.

Именно здесть 13-летний мальчик Валерий Сайфутдинов вывел на сцену первую отечественную рок-группу с малограмотным по-английски названием «Revengers» (мстители). Выступая на новогоднем концерте перед 700 заводскими рабочими в 1962 году, он потряс свою публику хитами Литтл Ричарда, Рэя Чарльза и Чака Берри.

Начальство проявило меньший восторг.

«Директор хотел вырубить электричество, - рассказал RFE/RL Сайфутдинов. – В ярости, он выскочил на сцену с криком и воплями. Знаете, рабочие никогда ничего подобного не слышали. Им очень понравилось. Чтобы продолжить вечеринку, они напоили его пьяным».

Далее Сайфутдинов выступал в другой рижской группе, подвергался многолетней травле со стороны советских властей за свои музыкальные пристрастия и хайрастых друзей. В начале 1970-х годов ему удалось эмигрировать. В конечном итоге он осел в Калифорнии, где, начиная с 1980-х, управлял студиями звукозаписи.

Лет десять тому назад Сайфутдинов задумал документальный фильм о влиянии рок-н-ролла как на него, так и на его бывших сограждан.

«Моя задумка заключалась в том, чтобы с помощью документального кино или репортажа показать американцам какое невероятное, по моему, влияние он оказал на мир», - говорит проживающий сейчас в Сан Диего Сайфутдинов.

В течении семи лет он разрабатывал эту идею совместно в автором-исполнителем Ником Бинкли. Затем к ним присоединился продюсер и режиссер лауреат премии «Эмми» Браун. В 2011 году проект получил грант в 550 тысяч долларов от «Национального Гуманитарного Фонда» (National Endowment for Humanities).

Браун является продюсером документального фильма о гастролях в Советский Союз звезды американского рока Билли Джоэла в 1987 году. В настоящее время этот фильм показывается по телеканалу « Showtime». Браун ведет переговоры о показе своего нового фильма с американским общественным телеканалом «PBS».

По словам Брауна, роль ведущего в документальном фильме, изначальное название которого было «Раскачивая Кремль» буде исполнять звезда Голливуда Кифер Сазерленд.

Цой и шпионы

Одной из трудностей, с которыми столкнулся Браун при работе над фильмом, было разыскать видеозаписи советского рока времен андеграунда. Ведь звезды – официально, по крайней мере – были непризнанными.

Несколько редких видео были найдены у американского музыканта и продюсера Джоанны Стингрей. В 1984 году Стингрей приехала в Советский союз и с головой погрузилась в мир наиболее популярных рок-музыкантов Ленинграда.

Среди друзей Стингрей – солист группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, а также идол советского рока Цой, которого депутат ГосДумы России Евгений Федоров недавно обвинил в сотрудничестве с ЦРУ.

Видео, в котором Федоров заявляет, что в последние советские годы голливудские авторы сочиняли песни для Цоя по заказу ЦРУ с целью ослабить власть советского правительства, взорвало российскую блогосферу. Федоров утверждает, что подобной тактики США придерживаются и создавая беспорядки на Украине.http://www.youtube.com/watch?v=XNaYFHYDhyc&feature=youtu.be

Свидетельством этому он считает различия между причудливыми песнями раннего Цоя, вроде «Алюминиевых огурцов» и политически окрашенными поздними песнями, как «Перемен».

Федоров утверждает, что связь Цоя с ЦРУ была установлена сотрудниками КГБ, наблюдающими за деятелями ленинградского рока.

Считает ли Федоров Стингрей замешанной в заговоре Цой-ЦРУ остается неясным. Из Голливуда все-таки. И, кстати, перевела песни Цоя на английский.

В настоящее время Стингрей проживает в Беверли Хилз. В 1986 году она стала продюсером первого альбома советских рок-музыкантов выпущенного в США. В своем интервью с RFE/RL она назвала обвинения Цоя в пособничестве ЦРУ абсурдными.

«Я была настолько глубоко вовлечена во все это. То, что я могла не знать - просто исключено». – говорит Стрингей, которая в свое время была женой одного из гитаристов группы «Кино».

ЦРУ отказались комментировать обвинения Федорова. Однако один из американских чиновников заметил, что все это «отдает российской пропагандой».

В первые годы своей жизни в Ленинграде Стингрей, по ее словам, дни напролет проводила в квартирах музыкантов и художников андерграунда, где кто-нибудь обязательно брался за гитару.

«Все было так по творчески и волшебно. И, что интересно, это было еще при коммунистах. За два года до Горбачева, - говорит 53-летняя Стингрей. – Так что, с творческой стороны, 84-86 годы были невероятными. То, что творилось за закрытыми дверями было просто потрясающе».

Однако, по словам бывшего сотрудника и перебежчика из КГБ Олега Калугина (тоже одного из героев фильма «Свободен для рока»), ленинградский КГБ пристально наблюдало за всем происходящим за закрытыми дверями.

«Рост мятежной западной роковой культуры в Ленинграде в конце 1970-х – начале 1980-х годов все больше настораживал деятелей Коммунистической партии, - говорится в мемуарах Калугина 2009 года. – Считалось, что рок представляет опасность коммунистической идеалогии, поэтому партийное руководство хотело подавить это коварное влияние».

Это конец

Происки КГБ против рок-музыки – в том числе и теневое управление легендарным ленинградским «Рок Клубом» - оказались несостоятельными с приходом Горбачева. Ослабление запретов и введение в 1988 году закона о частном предпринимательстве позволили музыкантам легально зарабатывать деньги своим творчеством.

В Советский Союз устремились многочисленные западные рок шоу, крупнейшие мировые звезды тяжелого рока принимали участие в фестивалях.

Сотни тысяч поклонников наводнили аэродром Тушино на окраине Москвы, где 28 сентября 1991 года состоялся концерт с участием групп «Металлика» и «AC/DC», спонсируемый компанией «Time Warner».

Этим концертом, по словам Брауна, завершается фильм «Свободен для Рока». Он состоялся через пять недель после провалившегося путча против Горбачева и за три месяца до распада СССР.

«Мне кажется, мы приводим неопровержимое доказательство тому, что рок-н-ролл послужил одним из факторов, способствующих окончкнию Холодной войны», - считает Браун.
XS
SM
MD
LG