Accessibility links

Жизнь под грифом «секретно»


В МВД пока не ответили на требование правозащитников. Молчание хранят и в Главной прокуратуре, в которую бывшие обвиненные в шпионаже внесли заявления о повторном расследовании своих дел
В МВД пока не ответили на требование правозащитников. Молчание хранят и в Главной прокуратуре, в которую бывшие обвиненные в шпионаже внесли заявления о повторном расследовании своих дел

Сегодня представители Центра по правам человека напомнили правительству «Грузинской мечты» предвыборное обещание о восстановлении справедливости. Правозащитники призвали МВД снять гриф секретности с нашумевших дел по обвинениям в шпионаже, которые были заведены в годы правления «Нацдвижения». Речь идет, в том числе, и о нашумевшем деле фотографов.

Георгия Абдаладзе, Симона Киладзе и Вахтанга Маисая, ради которых сегодня Центр по правам человека организовал пресс-конференцию, объединяет одно: все трое в годы правления «Нацдвижения» в разное время и при разных обстоятельствах были обвинены в шпионаже.

Особенно резонансным было дело фотографов. В июле 2011 года Георгия Абдаладзе, Ираклия Геденидзе и Зураба Курцикидзе задержали, предъявив громкие обвинения. Фотографы, не выдержав натиска силовиков, заключили процессуальные соглашения. После смены власти с них были сняты все обвинения, однако с дел против них до сих пор не снят гриф «секретно», говорит Георгий Абдаладзе:

«Печально, что сегодня мы вновь ожидаем восстановления справедливости. К сожалению, те люди, которые вели наши дела, продолжают работать в силовых структурах. Я не знаю, чем они сейчас там занимаются, но что они творили тогда, каждый из нас знает хорошо. Но мы продолжаем борьбу и надеемся, что рано или поздно гриф будет снят».

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:50 0:00
Скачать

Идти до конца решили бывший чиновник Госканцелярии Симон Киладзе и политолог Вахтанг Маисая. Последний был осужден на 20 лет, но после прихода к власти «Грузинской мечты» был амнистирован и признан бывшим политзаключенным. Но для восстановления справедливости этого недостаточно, заявляют обвиненные в шпионаже. Рассекречивание дел позволило бы выявить новые обстоятельства дел и наказать виновников, среди которых, по мнению Симона Киладзе, могут оказаться Михаил Саакашвили и Вано Мерабишвили:

«На мое дело, как и на дела остальных, гриф «секретно» был наложен с одной целью – чтобы невозможно было доказать, что эти дела были сшиты белыми нитками, чтобы подробности не стали известны обществу».

Пострадавшие решили объединить свои усилия и обратились за помощью в Центр по правам человека. Руководитель юридической группы НПО Тамар Авалиани сегодня призвала МВД не медлить с ответом на требование о рассекречивании дел:

«Нельзя, чтобы в одной правовой сфере мы признавали существование бывших политзаключенных, уголовное преследование которых осуществлялось по политическим мотивом, а с другой стороны, по этим же делам оставались засекреченные документы. Да, может быть, какая-то информация требует секретности, но нельзя, чтобы приговор был полностью засекречен. В такой ситуации нарушаются фундаментальные права человека. Эти люди не знают, на основе каких доказательств они были обвинены в таком тяжком преступлении, как шпионаж».

В МВД пока не ответили на требование правозащитников. Молчание хранят и в Главной прокуратуре, в которую трое бывших обвиненных в шпионаже внесли заявления о повторном расследовании своих дел. Они сделали это год назад, после того как, несмотря на свои обещания, «Грузинская мечта» отказалась от создания специальной комиссии по пересмотру судебных решений, вынесенных в годы правления Михаила Саакашвили. «Грузинская мечта» объяснила это тем, что государство не сможет выплатить всем пострадавшим компенсации.

Сегодняшние участники пресс-конференции заявляют, что не требуют возмещения материального ущерба. Для них главное – полное восстановление чести и справедливости. Бывшие обвиненные в шпионаже намерены заново пройти все инстанции и в случае отказа искать справедливость по хорошо известному адресу – в Европейском суде по правам человека.

XS
SM
MD
LG