Accessibility links

Премьер заинтересовался монополиями


Сегодня на заседании грузинского правительства премьер-министр Ираклий Гарибашвили задался вопросом: почему в Грузии цены на бензин не уменьшаются вместе с мировыми?
Сегодня на заседании грузинского правительства премьер-министр Ираклий Гарибашвили задался вопросом: почему в Грузии цены на бензин не уменьшаются вместе с мировыми?

Сегодня на заседании грузинского правительства премьер-министр Ираклий Гарибашвили задался вопросом: почему в Грузии цены на бензин не уменьшаются вместе с мировыми? Глава кабмина поручил Агентству по конкуренции в десятидневный срок разобраться с ситуацией на рынке нефтепродуктов. Получится ли у властей исправить положение в отрасли, которую эксперты часто приводят в качестве примера монополизации грузинской экономики?

Свое замечание в адрес Агентства по конкуренции Ираклий Гарибашвили сделал сразу после поздравления членов правительства с ратификацией Европарламентом соглашения об ассоциации Грузии с Евросоюзом. Получилось символично – ведь в договоре об ассоциации содержится пункт, согласно которому грузинская сторона обязуется создать антимонопольное ведомство.

Агентство по конкуренции начало функционировать с 1 октября этого года, однако пока о нем мало что было слышно. Видимо, премьер-министр решил продемонстрировать, что недоволен медлительностью новой структуры – соответственно, тон заявления получился жестким:

«Я обращаюсь с вопросом к Агентству по конкуренции: почему настолько затянулось расследование с ценами на бензин? Всем известно, что за последние несколько месяцев цены на мировых рынках снизились на несколько десятков процентов, однако, к нашему удивлению и возмущению, это не находит адекватного отражения на грузинском рынке. Я поручаю агентству (по конкуренции) в десятидневный срок доложить общественности, почему цены на бензин не снижаются, и представить детальный отчет», – отчеканил Ираклий Гарибашвили.

Премьер заинтересовался монополиями
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:35 0:00
Скачать

Слова премьера взбодрили главу Агентства по конкуренции, которого с октября на экранах грузинского ТВ можно было увидеть всего пару раз. Буквально через пару часов Георгий Барабадзе заявил, что готов к решительным действиям:

«Наше агентство начало функционировать с 1 октября и почти сразу же приступило к расследованию ситуации, которая сложилась в сфере торговли нефтепродуктами. На данный момент могу сказать, что нами истребована информация от Службы доходов, Грузстата и от служб соседних государств. Нами были направлены уведомления сотням торговых агентов за рубежом, и мы уже проводим систематизацию всего массива информации, которая охватывает период с 2008 года. Следуя поручениям премьера, мы ознакомим общественность с данным материалом, правда, не вникая в детали, так как это может повредить следствию», – отрапортовал чиновник.

Глава Общества защиты потребителей Бека Кемулария рассказывает, что его организация ведет активную борьбу с монополией, которая образовалась на рынке нефтепродуктов с 2010 года. Тогда, говорит Кемулария, действиями бывших властей с рынка были вытеснены мелкие и средние импортеры нефтепродуктов, отрасль была поделена между пятью крупными операторами, которые «до сих пор продолжают грабить покупателей». Цены на бензин на мировом рынке снизились на 42%, тогда как на грузинских АЗС – всего на 10%:

«В итоге мы имеем олигополию, которая, пользуясь доминирующим положением, нещадно грабит потребителей. Судите сами: с 1 декабря государство по итогам консолидированного тендера закупило бензин по цене 1 лари 56 тетри при себестоимости 1 лари 22 тетри, тогда как в розничной сети он стоит более 2 лари. Это более чем на 30% выше себестоимости, маржа превышает 85 тетри. Вы не увидите подобного ни в одной стране мира. Антимонопольное ведомство должно самым решительным образом пресечь происходящее. Мы планируем провести митинг протеста у стен агентства 26 декабря и потребуем представить детальный отчет, а не то, что предложил глава антимонопольного ведомства», – заявил Бека Кемулария.

Эксперты не раз указывали правительству, что без реального внедрения в жизнь европейских норм договор об ассоциации с ЕС так и останется формальностью. По всей видимости, ближайшие 10 дней продемонстрируют, насколько далеко готово пойти правительство по европейскому пути.

XS
SM
MD
LG