Accessibility links

Волокиты прибавилось


По мнению экспертов, ничего, кроме самоизоляции республики, ужесточение пропускного режима не сулит
По мнению экспертов, ничего, кроме самоизоляции республики, ужесточение пропускного режима не сулит

Комитет госбезопасности Южной Осетии ужесточил правила пересечения границы республики с Россией. По заявлению заместителя руководителя погранслужбы КГБ подполковника Роберта Газзаева, эта мера призвана в первую очередь пресечь попытки нелегального въезда трудовых мигрантов в Южную Осетию.

Новые правила предполагают дифференцированный подход к гостям республики. «Граждане РФ и других стран, признавших независимость Южной Осетии, при въезде и выезде должны пройти обязательную для них процедуру регистрации. Граждане государств, с которыми у Южной Осетии нет дипломатических отношений, обязаны за трое суток до предполагаемой даты въезда в страну уведомить о своем намерении МИД республики. При даче согласия внешнеполитического ведомства им нужно получить разрешение и от Комитета госбезопасности. Только после этого граждане иностранных государств могут беспрепятственно попасть на территорию Южной Осетии», – сообщил журналистам заместитель руководителя погранслужбы КГБ подполковник Роберт Газзаев.

Пока не ясно, куда подавать эти уведомления. Будет ли их принимать консульство во Владикавказе или посольство в Москве? Выдадут ли заявителю какие-то сопроводительные документы, например, визу или справку? Или, быть может, он должен будет ехать к Рокскому тоннелю, полагаясь на устное согласие чиновников, и в надеже, что они не забыли позвонить на пограничный пост?

Волокиты прибавилось
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:21 0:00
Скачать

В числе тех, кто уже испытал нововведение на себе, – югоосетинский общественник Алан Парастаев. Алан говорит, что волокиты при пересечении границы прибавилось: если раньше досматривали машину и проверяли документы только на Нижнем Зарамаге, теперь эту же процедуру проводят и в Верхнем Руке:

«К чему эти сложности? Например, в Нагорном Карабахе на границе с братской Арменией вопрос пересечения границы решается просто. Граждан Армении не проверяют и не регистрируют вообще. Если вы иностранец, карабахским пограничникам достаточно того, что у вас в паспорте стоит армянская виза или штамп погранслужбы. Это означает, что вы легально попали на территорию Армении и при въезде вас уже пробили по своим базам данных армянские спецслужбы. А почему у нас все так усложнили, я не понимаю. Ничего, кроме роста недовольства наших граждан, это не вызовет. Вчера мы подписали новый интеграционный договор с Россией. Все от него ожидают, что теперь проезд через границу будет упрощен, но вместо этого наши пограничники ужесточают правила пересечения границы».

Нововведение югоосетинской погранслужбы выглядит тем более странно, что эти меры противодействия незаконной миграции предпринимаются на фоне снижения потока гастарбайтеров в Россию из стран ближнего зарубежья. По заявлению главы ФМС Константина Ромодановского, из-за снижения курса рубля в 2015 году по сравнению с 2014 годом почти на 70% снизилось количество въездов и выездов иностранных граждан.

Тогда к чему это все?

Югоосетинский журналист Коста Коштэ говорит, что ему не хочется делать каких-то далеко идущих выводов. Ему хочется верить, что речь идет не более чем об инерции чиновников. Как это обычно бывает, нововведение долго готовили, согласовывали, а когда принимали, не заметили, что за это время ситуация изменилась и их новшество уже устарело:

«Можно подумать, к нам такой наплыв людей, что надо их всех пугать и не пущать. Смешно все это. С одной стороны, мы говорим о том, что мы должны сделать нашу республику привлекательной, что здесь должен развиваться туризм. Ну, допустим, кто-то из дальнего или ближнего зарубежья прочитает о том, какая красивая Южная Осетия, и скажет: «Дай-ка я туда поеду». И что? Он сюда не заедет. Для чего все это делать, когда здесь по два силовика на одного человека? Пожалуйста, работайте! Заехал человек – смотрите, кто он, что он, зачем он. Но только не так, чтобы мешать людям жить».

По мнению моих респондентов, ничего, кроме самоизоляции республики, ужесточение пропускного режима не сулит. Россия пытается расширять пространство вокруг Южной Осетии – экономическое, культурное, какое угодно. Через различные российско-осетинские соглашения, договоры она пытается сделать республику де-факто частью Таможенного союза. И чем отвечает на эти усилия Южная Осетия? По сути, самоизоляцией от внешнего мира, от тех же партнеров России по Таможенному союзу. Теперь те же граждане Беларуси, Казахстана или Армении должны будут трое суток топтаться у югоосетинской границы в ожидании, соизволят ли их впустить в Цхинвал или отправят восвояси. Вопрос: кому это нужно? Не проще ли вообще воздержаться от контактов с республикой, куда так сложно попасть?

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG