Accessibility links

«По доброте душевной пропуски не выдают»


Отказ в выдаче документа равносилен отказу в виде на жительство. Те, кому не дали пропуск, обязаны покинуть республику. Они не имеют возможности посещать своих родственников в Ленингорском районе
Отказ в выдаче документа равносилен отказу в виде на жительство. Те, кому не дали пропуск, обязаны покинуть республику. Они не имеют возможности посещать своих родственников в Ленингорском районе

С 25 марта прошлого года в Ленингорском районе Южной Осетии начался прием заявлений для выдачи новых пропусков – документов, заменяющих удостоверение личности для тех, кто живет на территории района, но не является югоосетинским гражданином. Власти обещали закончить эту процедуру к 1 мая прошлого года, но, по отзывам местных жителей, многие из них до сих пор не смогли получить документы.

Отказ в выдаче документа равносилен отказу в виде на жительство. Те, кому не дали пропуск, обязаны покинуть республику. Они не имеют возможности посещать своих родственников в Ленингорском районе. Уже с 1 мая пересечь границу можно только по новым документам. Тогда же появились и первые жалобы со стороны разделенных семей.

Трудно понять, чем руководствовалось районное отделение КГБ, когда, например, выдавало пропуски родителям, но отказывало в виде на жительство их детям. Или, наоборот, выдавало документы беспомощным старикам, но не тем, в чьем уходе они нуждаются.

Многие случаи несправедливого отказа удалось исправить после вмешательства специальной комиссии, которая по поручению президента приезжала в район в прошлом году, чтобы разобраться с жалобами местных жителей. Но, по отзывам ленингорцев, после отъезда чиновников постепенно все вернулось на круги своя. Прошел год, но работа по выдаче пропусков еще не закончена, как не стихают и жалобы на неправомерные отказы властей.

«По доброте душевной пропуски не выдают»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:22 0:00
Скачать

Списки лиц, чьи заявления были удовлетворены, вывешиваются в Ленингоре у здания КГБ. Последний обнародовали около десяти дней тому назад, говорит гражданская активистка Тамара Меаракишвили:

«Большинство в этом списке были жителями отдаленных сел нашего района. Немалую часть списка составляли имена тех, кого уже нет в живых. Если это не специально сделано, чтобы людей позлить, то надо хотя бы интересоваться, кто жив, а кто нет. Мы и не помним большинства из тех, кто получил в последнее время пропуски. Они не то что после войны, они и до войны здесь уже не жили. Многие из тех, чьи имена в списках, уже давно живут в Америке. Об этом все знают, все говорят. Не знаю, как они получили документы, в чем хитрость, но по всему видно, что просто по доброте душевной пропуски не выдают».

Тамара говорит, что и ее семью коснулась эта проблема. Винит во всем свой несговорчивый характер и бессовестность чиновников – из-за своей гражданской позиции потеряла работу и Тамара, и ее мама, а сестре Марине не дали пропуск. У семьи Меаракишвили нет недвижимости на территории Грузии. Безработные едва сводят концы с концами, помочь изгнанной Марине нет никакой возможности. Сейчас ее поддерживают родственники в Грузии – снимают жилье, помогают материально.

В Ленингорском районе таких историй масса. Жительница селения Балаани Нани Беселия уже полгода не может вернуться домой к своим мужу и сыну:

«Пропуск я долго ждала, но не дождалась. Я выехала из района, но не смогу назад вернуться. Я подала документы и прождала шесть месяцев. Моя дочь замужем в Грузии, и она ждала ребенка. Мне надо было проведать ее. Я не могла больше там оставаться, была вынуждена перейти границу. Мне тогда сказали, что, если уеду, то не смогу больше вернуться... Я не знаю, что дальше будет, мужа и сына там оставила».

По наблюдениям Тамары Меаракишвили, подобное отношение к людям создает гнетущую атмосферу в районе. Ленингорцы не чувствуют себя нужными новой власти, которая хоть и не выгнала их из домов, но и своей для них не стала. Мы здесь как приемные дети у равнодушной мачехи, говорит Тамара:

«Вы не поверите, сколько людей ходят лечиться к невропатологам. Молодые девочки ходят. Я слышала, как одна женщина рассказывала другой, когда давала ей адрес знакомого невропатолога: «Он назначит тебе лечение, а потом скажет, что есть и другой путь – просто уйти от этой ситуации, поменять атмосферу». Я не понимаю. Если руководство республики видит будущее с нами, то зачем ему такие больные люди?

– В чем причина таких настроений?

– Мы не знаем, что будет завтра. В нашей жизни ничего нет. Просто мы утром открываем глаза, а вечером закрываем. Сейчас люди получают зарплаты в разы больше, чем раньше. Казалось бы, доходы выросли, живи – радуйся. Но люди несчастны. Это видно. Здесь нет ничего для развития молодежи, детей. Здесь даже старикам отдохнуть душевно негде. Здесь все только на бумаге. Все бутафория».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG