Accessibility links

Бибилов или Тибилов?


Судя по всему, никаких особых модернизационных прорывов от Южной Осетии Москва не ждет. Ей важны стабильность в республике и возможность ее развития, пусть медленного, но в правильном направлении
Судя по всему, никаких особых модернизационных прорывов от Южной Осетии Москва не ждет. Ей важны стабильность в республике и возможность ее развития, пусть медленного, но в правильном направлении

В Южной Осетии продолжают обсуждать итоги встречи Леонида Тибилова и Владимира Путина, которая состоялась накануне в Москве. Пресс-служба Кремля ограничилась формальным сообщением о том, что президенты обсуждали перспективы развития двусторонних отношений и пути реализации договора о союзничестве и интеграции. Впрочем, эксперты полагают, что главное осталось за кадром, а именно перспектива второго президентского срока Леонида Тибилова.

Российский политолог Евгений Крутиков в своей статье «У Тибилова был личный мотив для встречи с Путиным», опубликованной в газете «Взгляд», пишет, что в неформальной части встречи речь могла идти об условиях выдвижения Леонида Тибилова на второй президентский срок. Подобные обтекаемые формулировки характерны для ситуации, когда нужно прокомментировать информацию из неформальных источников.

Многим может показаться, что поднимать подобные вопросы за два года до президентских выборов несколько преждевременно, однако это только на первый взгляд. Избирательная кампания фактически началась, ее логике подчинена политическая жизнь республики. По мнению югоосетинских экспертов, это никакой не фальстарт, конкуренция будет только усиливаться, и ожидать какой-то паузы после преждевременного старта не приходится.

Бибилов или Тибилов?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:52 0:00
Скачать

Наверное, в этой ситуации заручиться благословением Кремля совсем не лишне, это весомый аргумент в глазах избирателя. По данным закрытых социологических опросов, проведенных в 2011 году, с которыми у меня была возможность ознакомиться, южные осетины хотели бы видеть на посту президента лидера, пользующегося влиянием за пределами республики. Иными словами – лоббиста. И в этом смысле поддержка в российских верхах – важный элемент избирательной кампании.

Вопрос: была ли поддержка на вчерашней встрече и в какой форме она могла прозвучать из уст президента России. По мнению руководителя Центра политической информации Алексея Мухина, никакой ставки на единого кандидата от Кремля не может быть в принципе. Мухин полагает, что в неформальной части встречи Путина и Тибилова речь могла идти о неких рекомендациях югоосетинскому политику, намеревающемуся идти на второй срок, не более того:

«В Южной Осетии много кланов. Правящий клан, интересы которого преследует Леонид Тибилов, пытается подавить другие кланы. Представители последних активно жалуются в администрацию президента. Я думаю, что Владимир Путин, возможно, попросил или порекомендовал своему коллеге учитывать интересы и других групп, выстраивая особую систему сдержек и противовесов. Иначе ситуация в республике может быть дестабилизирована, что называется, по щелчку пальцев. Именно это и понимают под благословлением некоторые.

– Из чего может состоять эта система сдержек и противовесов?

Не потреблять ресурсы, в том числе и те, которые приходят из России, в интересах одного клана, а максимально четко и по возможности прозрачно распределять их между разными интересантами для более равномерного развития республики».

По мнению российского политолога Модеста Колерова, внимание к одному из кандидатов не является ограничением для любого другого. В этом нет ничего необычного – в России подобного рода согласования и обсуждения являются предметом свободной борьбы различных политических сил:

«Роль президента в этой ситуации – обеспечить стабильность и конкурентность процесса. Нет смысла скрывать, что Анатолий Бибилов является кандидатом вполне определенных лиц и сил в высшем руководстве России. Точно так же Леонид Тибилов является кандидатом тех представителей России, которые не согласились и не соглашаются с тем, чтобы Южную Осетию в качестве президента возглавлял Анатолий Бибилов. Все остальное – художественная литература».

По словам Модеста Колерова, кто кого и как сможет убедить, кто и как обратится к избирателям и в итоге выиграет выборы, – это дело южных осетин:

«Все помнят скандальные, широко известные события в Южной Осетии, когда кураторы из Москвы приехали на выборы в республику и поставили ее на грань гражданской войны. Все также помнят, что после этого было принято кадровое решение в отношении Сергея Винокурова. Я думаю, тот случай должен был всех научить, и я уверен, что он всех научил».

Судя по всему, никаких особых модернизационных прорывов от Южной Осетии Москва не ждет. Ей важны стабильность в республике и возможность ее развития, пусть медленного, но в правильном направлении. А эту стабильность в широком смысле гарантируют две вещи, на первый взгляд друг с другом никак не связанные, – освоение российской помощи с учетом интересов всех местных групп влияния и бесспорная легитимность власти в глазах общества. А последнее невозможно без обеспечения цивилизованного избирательного процесса, и кризис 2011 года тому доказательство.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG